Научно-исследовательский проект Создание организационно-педагогических условий реализации непрерывного естественно-математического профильного обучения учащихся старших классов в системе«Школа -технологический вуз» Невоструева Людмила Михайловнаг.Волжск РМЭ
Информационная характеристика НИП Автор проекта: Волжский филиал ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет»Научный руководитель: Тысько Л.Л. к.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»Исполнители: педагоги, психолог МОУ СОШ №7 г. Волжска и профессорско-преподавательский состав ВФ КГТУЗаказчик проекта: Администрация г. ВолжскаБаза эксперимента: ВФ КГТУ, МОУ СОШ №7 г. Волжска
Результаты социологического опроса первокурсников вузов (КХТИ и КАИ) на 2006 год:- 92% первокурсников ВУЗов - «за них выбрали родители»;- 6% первокурсников - «пошли за друзьями»;- 2% первокурсников - «самостоятельно»;
«ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО СТРАНЫ НЕ СЫРЬЕ, А ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ, ОБУЧАЕМЫЕ И ГИБКИЕ КАДРЫ.» Выпускник школы должен быть в первую очередь психологически зрелой личностью в достаточной мере с развитым чувством эмпатии.
Психологическое сопровождение профильного и предпрофильного обучения в рамках НИП «школа – вуз»-это высокая успеваемость студентов и залог конкурентоспособной личности
Цель психологического сопровождения Создание оптимальных условий для повышения уровня готовности учащихся к профильному и социальному самоопределению.
Психологическое сопровождениеНИП информационные, элективные икоррекционные курсы (диагностика в рамках данных курсов);тренинги с учащимися, родителями, педагогами;консультирование (индивидуальное и групповое);портфолио.
Элективные курсы 8класс: курс «Мир профессий»9класс: курс «Я и моя профессия» 1-4 класс: курс «Развитие творческих способностей».
Элективный курс «Развитие творческих способностей» Результаты диагностических тестов показали: уровень выше среднего у учащихся где занятия проводились, а у контрольной группы уровень средний и ниже среднего.
Коррекционная работа 10 -11 классы коррекционный курс «Азбука успеха»Тренинг «Уверенность» (9-11классы) перед экзаменамиТренинг «Профопределение» 9-11класс (учащиеся, родители, учителя)
Цель курсов: Содействие профессиональному самоопределению учащихся развивая их интересы и способности, знакомить с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.
Эффективность выбора профессии
Элективные курсы
Факторы, влияющие на выбор профессии До изучения курсов: 1.Достойный уровень оплаты труда.2.Достаточная престижность профессии.3.Возможность профессионального роста, успешной карьеры.После изучения курсов: 1.Соответствие способностей учащихся требованиям профессии.2.Возможность будущей профессионального роста, успешной карьеры.3.Возможность постоянного повышения квалификации.
Результаты социологического опроса родителей 9 – 11 классов «Значимость высшего образования»- 12% «необязательно высшее образование»- 88% «обязательно».
Сравнительный анализ
Результаты социологического опроса родителей 9-11 классов (на начало и конец учебного года) «Самостоятельность выбора профессии»:- 36% «дети выберут самостоятельно» - 54% «выберут за детей» После проведённой работы с родителями:- 82% «дети выберут самостоятельно» - 18% «выберут за детей»
Результаты социологического опроса первокурсников вузов (КХТИ и КАИ) на 2006 год:- 92% первокурсников ВУЗов - «за них выбрали родители»;- 6% первокурсников - «пошли за друзьями»;- 2% первокурсников - «самостоятельно»;на 2009 год:- 28% первокурсников ВУЗов - «за них выбрали родители»;- 20% первокурсников - «пошли за друзьями»;- 52% первокурсников - «самостоятельно».
Формирование профессионального самоопределения учащихся на основе психологического сопровождения является более эффективным.