Малая группа Обществознание, 7 класс
План урока 1. Социальные группы.2. Виды малых групп.3. Положение человека в группе.4. Лидер.5. Дружба.6. Повторение (схемы).7. Домашнее задание.
1. Социальные группы. Социальные группы – это группы людей, из которых состоит общество. Они бывают большими (богатые и бедные, мужчины и женщины, дети и взрослые, народы и нации, христиане, мусульмане и др.) и малыми. О больших социальных группах речь пойдет в 8 классе. Сегодня же мы поговорим о малых группах.Малые группы – небольшие группы людей, имеющих общие цели и совместную деятельность, находящиеся в непосредственном контакте друг с другом.Между членами малой группы четко распределены обязанности и роли.Малыми группами являются: семья, компания друзей, трудовой коллектив, ученический класс, футбольная команда и др.
2. Виды малых групп. По признаку совместной деятельности:производственные (бригада строителей);учебные (студенческая группа);спортивные (футбольная команда);семейные (семьи) и др.В зависимости от длительности существования:постоянные (трудовой коллектив);временные (сборная России по хоккею).По характеру отношений между членами группы:формальные (педсовет в школе);неформальные (компания друзей).Вспомните прошлую тему: чем отличаются формальные и неформальные отношения.Приведите другие примеры формальных и неформальных групп.
3. Положение человека в группе. Положение человека в группе называется статусом. Он опреде-ляет права, обязанности и приви-легии человека. Чем выше статус человека в группе, тем больше у него прав и привилегий. Высокий статус часто связан с авторитетом.Авторитет – это признание, высокая оценка группой людей человека, его качеств.В разных группах один человек может иметь разный статус.Статус человека определяет его роль в группе, то есть способ поведения. В разных группах у человека разные роли.
Социальные роли подростка:роль мальчика или девочки;роль сына или дочери;роль брата или сестры;роль друга или подруги;роль ученика или ученицы;роль лидера (командир класса, капитан футбольной команды, редактор школьной газеты, староста кружка);
роль работника (трудоустрой-ство в период каникул);роль влюбленного;роль зрителя, читателя и т.п.;роль политического или общественного активиста (члена молодежной политической или общест-венной организации, волонтера, участ-ника митинга или демонстрации и т.п.);другие роли.
4. Лидер. Лидер – человек, обладающий наибольшим авторитетом и влиянием в своей группе, способный вести за собой людей.Элементы лидерства, которые можно приобрести, развить в себе:воображение (умение предвидеть результаты своих действий);знания (они придают уверенность);талант (организаторский);решимость (сильное желание успеха, уверенность в достижимости цели);жесткость (по отношению к недоброжелателям и лентяям);притяжение (лидер должен быть магнитом, к которому все тянутся);искусство общения (умение ярко говорить, убеждать других).
5. Дружба. Мотивы дружбы (её основы):верность и взаимопомощь («Друг не обманет, «друг не предаст», «друг поможет»);внутренняя близость («Друг – человек, который меня понимает», «друг – это тот, кто меня любит»).Дружбу часто путают с приятель-ством, товариществом. Но совмест-ное проведение досуга, общие инте-ресы и частое общение – это еще не дружба. Друга отличает прежде всего преданность, готовность помочь в любой ситуации («Друг познается в беде»). Поэтому истинная дружба проверяется временем.Друга легко потерять, но очень трудно найти (особенно в зрелом возрасте). Берегите друзей!
П о в т о р и м :
Домашнее задание:§13,14(Б)§9,10,11(К)