Готовность ребенка к школьному обучению
Готовность ребенка к школьному обучениюФизическое,соматическое и нервно-психическое здоровье.Социальная, личностная ипсихолого-педагогическая готовность.Психологические и психофизиологические предпосылки учебной деятельности.
Соматическое и нервно-психическое здоровье, физическая готовность: наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа;органов пищеварения; сердечно-сосудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата, двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций;физическая и умственная работоспособность;наличие признаков детской нервности;болезненность.
Социальная, личностная и психолого-педагогическая готовность: желание идти в школу, присутствие учебной мотивации;достаточная организованность и ответственность ребенка;высокая активность, инициативность, самостоятельность;сформированность навыков общения, адекватная самооценки;высокая познавательная активность;широта кругозора;высокий уровень развития речи;сформированность умения слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами;сформированность умения работать в группе.
Психологические и психофизиологические предпосылки учебной деятельности: достаточная сформированность интеллектуальных умений (смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать учебную информацию; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, классифицировать);развитие образного мышления, воображения и творчества;слабая произвольность деятельности, недоразвитие произвольного внимания;недостаточный уровень развития мелких мышц руки;сформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия;овладение родным языком и основными формами речи;низкий уровень развития фонематического слуха.
Физическая готовность: это состояние здоровья; определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка; необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций; физическая и умственная работоспособность.
Личностная готовность: это определенный уровень произвольности поведения; сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность: это развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи; овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.
Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат: формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу; развитие любознательности и умственной активности.