Этикетные диалоги Цели: дать понятие «диалог», научить составлять и правильно оформлять этикетные диалоги; развивать умение использовать в диалогах вежливые слова; воспитывать культуру общения.
Словарно – стилистическая работа. ДиалОг.ДиалогИческий. ДИа –«два», лОгос – «слово» (греч.)
Диалог – разговор двух и нескольких лиц.Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, перед ними ставится тире.Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.
Пример Яма- Яму копал? - Копал.- В яму упал? - Упал. - В яме сидишь? - Сижу. - Лестницу ждёшь? - Жду. - Яма сыра? - Сыра. - Как голова? – Цела. - Значит, живой? – Живой. - Ну, я пошёл домой. (О.Григорьев.)
Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.
Творческое списывание (упражнение 246) Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения слова сказал, затем перепишите. Объясните, какую роль выполняет первое и второе тире в каждом предложении. Укажите предложения с обращением.С л о в а д л я с п р а в о к: спросить, ответить, проговорить, поинтересоваться, сказать.
- Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? - - -Катя.- К Пете. Он болен, - - -Ваня.-А что с ним случилось? - - - Катя.- Помогал соседке тушить пожар и обжёг руку,- - - Ваня.- Ты к нему надолго? - - - Катя.- На весь вечер, - - - Ваня.
- Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? – спросила Катя.- К Пете. Он болен, - ответил Ваня.-А что с ним случилось? - поинтересовалась Катя.- Помогал соседке тушить пожар и обжёг руку,- проговорился Ваня.- Ты к нему надолго? - спросила Катя.- На весь вечер, - сказал Ваня.
Диктант с последующей самопроверкой по записи на экране. Говорит ежонку мать:- Пора листья собирать.А ежонок ёжится:- Что-то мне неможется. (С.Маршак.)
Творческое списывание. Восстановите опущенные реплики.- …- Да, на юге.-…- В Крыму.-…- Конечно, видел! Купался в нём!-…- Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно!
Творческий диктант Представьте себе: вы вспоминаете разговор со своим товарищем. На какие просьбы, советы, предложения вы могли бы услышать следующие ответы своего собеседника? Составьте диалоги, состоящие из двух реплик. 1. - …- Конечно, помогу! О чём разговор?!2.-…- Спасибо! Обязательно прочитаю!3.-…- С удовольствием!4.-…- Сегодня, к сожалению, не могу… Никак!
Выполнение упражнения 249 (самостоятельно). Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте (по возможности) слова: ЗдравствуйтеДо свиданияСпасибоБлагодарюИзвинитеПожалуйста
Домашнее задание: упражнение 242, с.105-106, сделать сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.