Что такое «семья»? Лекторий для родителей
Что такое семья? Семья для ребенка – место рождения и становления. Именно в семье он получает азы знаний об окружающем миреСемья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми Особенности семейного воспитанияРебенок включается во все жизненно важные виды семейной деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, игровую, художественно-творческую, свободного общенияСемейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время годаСемья представляет собой разновозрастную социальную группу, а значит, здесь переплетаются различные ценностные ориентации, различные критерии оценок и различные идеалы, точки зрения и убеждения. Но несмотря на этот клубок противоречий, члены семьи садятся за один стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство
Анкета для детей и родителей Какое место в семье занимает ребенок?Захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?Знаком ли ваш ребенок с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?Что значит для ребенка вечер, проведенный дома?
Функции семьи Биологическое воспроизводство обществаУдовлетворение потребностей в контактах с детьми и их воспитанииПолучение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других, уход за детьмиЭкономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьиДуховное взаимообогащение всех членов семьиПредоставление определенного социального статуса членам семьиПолучение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви
Принципы семейного воспитания Дети должны расти в атмосфере доброжелательности, любви и счастьяРодители должны понять и принять ребенка таким, какой он есть, и способствовать развитию в нем лучшегоВоспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностейДиалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к нейИдеальная модель для подражания – личность самих родителейВоспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человекеОптимизм и мажор – основа стиля и тона для общения с детьми в семье
Типы семей По количеству детей:МногодетнаяМалодетнаяОднодетнаяБездетнаяПо составу:Однопоколенная (только супруги)Двухпоколенная (родители и дети)Межпоколенная (родители, дети,родители родителей)Внебрачная (мать воспитывает ребенка, не зарегистрировав брачные отношения с его отцом)
Типы семей по характеру взаимоотношений Ю. П. Азаров делит семьи на:ИдеальныеСредниеНегативные или скандально-раздражительныеМ. И. Буянов делит семьи на:ГармоничныеРаспадающиесяРаспавшиесяНеполные
Р. М. Капралова выделяет следующие типы семейных отношений: Согласованные гармоничныеУрегулированные компромиссныеНеустойчивые, но в целом положительныеУрегулированные с низкой общественной направленностьюВнешне благопристойные, но внутренне неблагополучные при низкой направленности членов семьиРезко конфликтныеНеполные семьи
Задачи семейного воспитания Сохранение здоровья ребенкаЗабота о самореализации природно-энергетического потенциала, задатков, склонностей ребенкаПомощь в комфортной социализации ребенка(забота о его социальном статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблюдении гражданских прав и обязанностей)Формирование опыта эмоционально-нравственных отношенийТрудовое воспитание, помощь в выборе профессииЗабота об общекультурном и информационном развитии
Особенности современной российской семьи В основе создания семьи – любовь как высшее человеческое чувство, однако проблематичным является сохранение этого чувства в бракеПреимущественное преобладание гражданских, светских браков, хотя есть тенденция увеличения браков, оформленных церковьюРавноправие мужчины и женщины, защита прав всех членов семьиЗаключение браков вне зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежностиСвобода заключения и расторжения браковТенденция демократизации семейных отношений, экономическая и нравственная раскрепощенность всех членов семьиСокращение рождаемости (в настоящее время многодетной считается семья с 3 детьми)
Признаки «благополучной» и «неблагополучной» семьи В «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное благосостояние, занимаются воспитанием детей«Формально-благополучные» – благополучие носит нередко видимый характер и определяется лишь анкетными данными. Семья не занимается воспитанием детей«Неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания – постоянные окрики, наказание детей. Это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, а потом в жизниРождается новый тип семьи «новых русских» – высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей
Что понимают под термином «кризис современной семьи»? Резкое разделение семей по материальному признаку порождает неприязненные взаимоотношения детей, провоцирует ссоры, драки, затаеннную завистьРазвитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступленийСокращение влияния внешкольных учебных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы и образования вообщеПриобщение детей к употреблению алкоголя, табакокурению, наркомании, токсикоманииПоявление феномена бродяжничества среди подростковПоявление подростковой и юношеской проституции, рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностьюРост фактов подросткового и юношеского суицидаРезкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и школой
Распространенные негативные факторы семейного воспитания Приоритет материального благополучия над духовным, переизбыток либо недостаток вещей, избалованность, изнеженность детейБездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детейАвторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчествоНаличие аморального стиля и тона отношений в семьеОтсутствие нормального психологического климата в семьеФанатизм во всех его проявлениях(религиозный, политический, музыкальный, спортивный, страсть к накопительству и т.д.)Психолого-педагогическая безграмотность(отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, физические наказания, причинение нравственных страданий)Противоправное поведение взрослых
Что влияет на нравственное развитие ребенка в семье? Природно-экологические условияТерриториально-поселенческое расположение семьи(регион, город или село, наличие социокультурных центров)Этническая принадлежность семьи(обычаи и традиции в воспитании)Материально-бытовые условия(удовлетворение потребностей, социальные ожидания, ролевые притязания ее членов)Время рождения и место в ряду других детейСтруктура семьи(наличие родителей, старшего поколения, других родственников)Нормы и образцы поведения всех членов семьиФормы внутрисемейного общенияАтмосфера в семьеОпыт детства самих родителейДетское имя(закрепляет определенный образ поведения ребенка в настоящем и будущем)
Методы активного воздействия на нравственное развитие личности Разъяснительно-распорядительные:РассказБеседаДиалогВнушениеПобуждение к самостоятельному действиюТребованиеПример-опора, пример-поддержкаПриказКонтроль за ролевым поведениемЗапретОтрицательная оценка-осуждение поступка ребенкаСтимулирующе-побудительные:Пример взрослыхПоложительная оценка и поощрение успеховСочувствие, сопереживаниеДуховная поддержка в трудном положенииВзаимоанализ поступковПринятие на себя ответственности за свое поведениеДейственно-практические:Содействие-помощь-сотрудничество«Нравственное закаливание»(упражнение в разных видах социально-ролевого поведения)
Успешное становление личности ребенка в семье достигается, если родители: Последовательно удовлетворяют базовые потребности ребенкаПомогают ребенку сохранять душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегают от стрессовВнимательно относятся к тем мыслям, радостям и тревогам, которыми хочет поделиться ребенокНаходят в себе силы уважать ребенка и его достоинство несмотря ни на что, не позволяют себе жестоких слов и грубых действийПризнают право ребенка на самостоятельный выбор, самостоятельные решения, самостоятельные действияПомогают ему, насколько это возможно, стать счастливым от его собственных достижений в жизни, в деятельности, в общении с людьми