Что такое общество? Обществознание 6 классУчитель обществознанияТ.И. Вагнер
Цели и задачи: Объяснить понятие «общество», «страна», «государство»; охарактеризовать и проанализировать общество как человеческий организм; дать характеристику сферам общества: экономической, политической, духовной и социальной; выяснить роль и значение сообщества в жизни людей; задуматься над той ролью, которую исполняет человек в сообществе.
Мотивация. Большой круг общения Как можно назвать одним словом этот многоликий, разносторонний, но очень интересный мир?ОБЩЕСТВО
План. Понятие «общество».Страна, государство, общество.Структура общества.Сообщество.
1. Понятие «общество».Игра в «Ассоциации» Общество можно представить в виде: Часов Муравейника Человеческого организма
Вспомните и приведите примеры тех случаев, в которых употребляется слово «общество». Общество – это союз единомышленников.
Самостоятельная работа с учебником – стр. 8-9 Вопросы к тексту:Какие общества выделяют ученые?Охарактеризуйте первобытное общество.Что подразумевали под «обществом» в античности?Какую главную черту в обществе выделял Аристотель?Как объясняли понятие «общество» древние греки?Как объясняли понятие «общество» древние римляне?Сделайте общий вывод о представлениях древнейших ученых об обществе.
Сделаем выводы: Общество складывалось в процессе взаимодействия людей друг с другом;Общество возникает на основе согласия, свободной воли и устанавливаемой совместно цели.
2. Страна, государство, общество. Вася Веснушкин получил задание: приготовить сообщение на тему: «Страна, государство, общество». Но он был очень занят – участвовал в соревнованиях по футболу. Мальчик попросил маму помочь. Мама согласилась и выписала на листочках характерные черты этих трех понятий. Она отдала листочки сыну и уехала в командировку. Но произошло несчастье: ветер разнес по комнате приготовленные и разложенные по темам листочки. Вася растерялся – ведь он не знал, где страна, а где общество и государство. Давайте поможем Васе.
Государство Это политическая организация данной страны, которая включает определенный режим власти(монархия, республика). У этой политической организации существуют свои символы, например, флаг. В повседневной жизни мы сталкиваемся с ней ежеминутно. Данная политическая организация что-то запрещает, наказывает, поощряет, защищает, заботится о своих гражданах.
Страна Это часть света, которая имеет определенные границы. Она всегда показывает местоположение на земном шаре. Их всегда можно обнаружить на географической карте. Они раскрашены в разные цвета. Бывают большие и маленькие. Имеют столицы.
Общество В нем живут люди, которые проживают в данной стране. Они являются гражданами этого государства. Во время производства благ люди вступают между собой во взаимоотношения. Такое объединение людей возникло в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Целые народы и племена передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Это были самые большие группы населения, проживающие на этой территории.
Сделаем выводы: Страна – это территория, которая имеет определенные границы (например, Россия, США).Общество – это люди, которые живут вместе в одной стране (например, российское общество, американское общество).Государство – органы власти, которые управляют обществом: президент, парламент, суды, правительство (например, государство Российская Федерация, государство Соединенные Штаты Америки).
3. Структура общества. Представим наше общество в виде дома, гдеэтажи – это сферы жизни общества.
Задание Работая с текстом учебника (стр.11), заполните таблицу
Задание Работая с текстом учебника (стр.10), заполните таблицу
Проблемная дискуссия Вспомните графическое изображение нашего дома. Согласны ли вы с такой последовательностью расположения этажей?Возможно, вы расположите сферы общества в другой последовательности?Можно ли выделить среди них главные и второстепенные? Почему?
Подведем итоги: Вставьте в предложение одно из понятий: страна, государство, общество._____________ Германия располагается в центре Европы.Первые _____________ возникли на Древнем Востоке.____________ можно разделить на экономическую, духовную, социальную и политическую сферы.
К какой из сфер общества относится: Показ нового фильма в кинотеатре;Покупка продуктов в магазине;Сборка новых автомобилей на заводе;Призыв в армию;Выпечка хлеба в пекарне;Выборы президента;Прием больных в поликлинике;Обучение студентов в институте.
Подведем итоги: Как вы думаете, зачем человек входит в сообщество, в организации?Как вы понимаете высказывание В.Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры…» Согласны ли вы с этим высказыванием?
Домашнее задание: §1Напишите небольшое сочинение на тему: « Как я выполняю роль ученика»
Автор презентации Учитель истории и обществознанияМОУ ООШ №27г.КалининградаЕлена ЕвгеньевнаБерезкина