Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения
Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является ОБЯЗАННОСТЬЮ сотрудников образовательных учреждений
Законодательная база«Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет»«Ребенок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации»Декларация прав ребенка
«Государства - участники обеспечивают, чтобы:ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким бесчеловечным или уничтожающим достоинство видам обращения или наказания»Статья 37 Конвенции о правах ребенка
Заявление о пренебрежении родительским долгом и жестоком обращении с детьми, принято Всемирной Медицинской Ассамблеей в 1984 г.Конституция РФФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»Семейный кодекс РФ (статья 63)Уголовный кодекс РФ (статья 156)
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми
Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящих ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
Виды жестокого обращения с детьмиФизическое насилиеПсихическое насилиеОтсутствие заботы о детяхСексуальное насилие или развращение
Признаки физического насилияМножественные повреждения имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давностиЗадержка физического развития (отставание в весе и росте)Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь)
Особенности поведения детей подвергаемых физическому насилию:заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.
Особенности поведения родителей или опекунов, использующие методы физического насилия в воспитании детейпротиворечивые, путаные объяснения причин травм у детей;обвинение в травмах самого ребенка;позднее обращение или необращение за медицинской помощью;отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
Психологическим насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Особенности детей, подвергающихся психологическому насилию:задержка психического развития;невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; низкая самооценка; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; избыточная потребность во внимании;неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); ложь, воровство, девиантное поведение;нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют ребенка во всех своих неудачах
Пренебрежение основными нуждами ребенказадержка в росте, потеря весаутомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие векиодежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;нечистоплотность, несвежий запахпедикулез, чесотка;частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; запущенный кариес; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития.
Сексуальное насилиеночные кошмары; страхи; Регрессивное поведение;несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.
Алгоритм действий специалистов ОУ в случае появления жалоб ребенка на насилие, а также при наличии травм специфического характера, позволяющих заподозрить факт насилия
Сообщить руководителю ОУПри наличии необходимости оказания экстренной медицинской или психологической помощи обеспечить ребенку эту помощьСообщить родителям или опекунам о наличии признаков насилия у ребенка, получить ПИСЬМЕННОЕ объяснение от нихПринять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного факта насилияПри подтверждении предположения о факте насилия, сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МОПринять меры по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем
Первые детские ощущения — это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок.Платон