Разведка осенних примет Учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Марьино-Лашмино Новобурасского района Саратовской области» Полякова М.Ф.
1.Собрать как можно больше фактов подтверждающих наступление осени.2.Учить детей представлять материалы, рассказы и зарисовки по своим наблюдениям.3.Воспитывать любовь к природе.4.Развивать познавательный интерес детей.
1.Научить детей кратко излагать свои мысли.2.Научить детей самостоятельно делать выводы по наблюдениям.3.Научить детей работать в группе.
Основополагающий вопрос: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НАСТУПИЛА ОСЕНЬ?
1.Что изменилось в неживой природе с приходом осени?2.Повлияли ли эти изменения на жизнь растений, животных и людей?3.Может ли человек изменить сроки прихода осени?
Творческие задания для детей:
Формирование команд и распределение обязанностей между членами команд.
1.Копилка народных мудростей:
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.Поздний отлёт птиц предвещает тёплую зиму.У дуба и осины самый поздний листопад.Большой урожай рябины - к морозу.Сырое лето и тёплая осень – к долгой зиме.Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
2.Пословицы и поговорки: -Холоден сентябрь, да сыт.-Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.-Ноябрь без топора мосты наводит.-Лебедь несёт на носу снег.-Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.-Лето со снопами , осень с пирогами.
3.Загадки: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. Его просят, его ждут,а как придёт – прятаться начнут.За кудрявый хохолок лису из норки поволок.Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
«Облака» - на открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи и рисунки.
«Вода» - возле пруда или речки дети наблюдают цвет воды, волны, измеряют температуру воды.
«Листопад» ДЕТИ СОБИРАЮТ ЛИСТЬЯ
«Полянка» - дети наблюдают пожухлую траву, исчезновение насекомых, отсутствие птиц.
«Урожай» - Дети собирают выращенный на пришкольном участке урожай и сдают в школьную столовую.
«В гости к пернатым» - на протяжении всего маршрута дети отмечают отсутствие птиц, слушают пение редкой птицы, сравнивают его с весенним. Вешают кормушки для птиц, Загадывают друг другу загадки о птицах.
«Яблонька» - Каждый ребёнок находит «вещественное доказательство» наступления осени- созревшие яблоки, пожелтевшие листья.
«Цветы на клумбах» - дети отмечают, что цветы завяли. Учащиеся собирают в конверт семена цветов.
Падают с ветки желтые монетки…Под ногами целый клад!Это осень золотая дарит листьяНе считая , золотая дарит листья Вам и нам. И всем подряд. И.Пиварова.
Мы листики осенние,На ветки мы сидим.Дунул ветер – полетели.Мы летели, мы летелиИ на землю тихо сели.Ветер снова набежалИ листочки все поднял.Закружились, полетелиИ на землю снова сели.
-Запасают еду к зиме не только звери, но и некоторые птицы : сойки, кедровки, поползни. -Ёж охотится ночью. Ёж ест гадюк, не боясь яда. Яд на него почти не действует. Ёж проводит в спичке более шести месяцев. В это время ёж нечего не ест и не двигается.
-Барсук- аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается : жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. -Дуб - долговечное дерево. Живёт 400-500 лет. Иногда дуб живёт и до двух тысяч лет.
Проверь себя:???
Найдите в каждом ряду одно «лишнее» слово и подчеркните его.-сентябрь, октябрь, май, ноябрь;-дятел, лиса, синица, воробей;-комар, небо, земля, вода.
Из списка слов, выберите слова, относящиеся к живой природе пометьте знаком +,слова, относящиеся к неживой природе, пометьте знаком -. - Дуб - Вода - Шмель - Песок - Камень - Река - Роза
Из всех птиц выбери тех, кто улетает осенью от нас на юг и пометь знаком +.ВоробейЛасточкаСиницаСкворецСоловейСорока
-Осень действительно наступила: стало холодно; небо стало ниже; идут частые холодные дожди; солнце светит - но не греет; день стал короче, а ночь – длиннее.
Вывод: -Эти изменения повлияли на жизнь растений и животных: на деревьях появились жёлтые листья; трава пожелтела и высохла; исчезли насекомые; перелётные птицы улетели на юг; люди и животные готовятся к зиме. -Человек не может изменить сроки прихода зимы!
Подведение итогов обсуждается в присутствии родителей с празднично накрытым «осенним» столом с фруктами, осенними букетами. При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовал каждый участник: кто собрал больше народных примет, стихов, сделал новые открытия и т. п., что, возможно, получилось не так ,как задумывали, что надо учесть, в другой раз.
Автор:Полякова М.Ф.Учитель начальных классов МОУ «СОШ с Марьино-Лашмино».Новобурасского района. Саратовской области.