Агрессивность у детей дошкольного возраста Подготовила: заведующий Государственным бюджетным образовательным учреждением Детский сад № 2404 города Москвы Мищенко Мария Валерьевна
Агрессивность - это целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
Классификация проявлений агрессии Направленность агрессии на животный или предметный мир, на другого, на себя Временные признаки – частота и длительность проявлений агрессии По особенностям психических действий – физическая, вербальная; в агрессивных мыслях, чувствах и пр. Наблюдаемость – ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии Простанственные признаки – в семье, школе, на улице и пр. По социальной опасности агрессивных действий: девиантные ( нарушение прав других лиц без юридической ответствености) и делинквентные (с юридической ответственностью)
Какие черты свойственны агрессивным детям? Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент Чаще испытывают негативные эмоции В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.
Причины агрессивности Наследственно-характерологические признаки Социально-бытовые признаки Введение ограничений в поведении ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности) Нарастание утомления или пресыщения Резидуально-органические признаки (ММД, травмы головного мозга и пр.)Реактивность (ответная агрессия на присутствие новых взрослых, сверстников) Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственость за агрессивное поведение в новой ситуации
Главная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте - неверное поведение родителей уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки;• не допускают проявления детьми инициативы не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка не обучают ребенка неагрессивным способам поведения в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми требуют безоговорочного выполнения правил и требований без разъяснения их детям поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения
Типы агрессоров Клоуны - используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников Деды - используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Садисты - нанесение вреда другому выступает как самоцель
всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого
Коррекция агрессивности у детей Стратегия на стимуляцию гуманных чувств;Стратегия на осознание;Стратегия ориентации на состояние;Стратегия на отреагирование;Моделирование (провокация) и преодоление;Стратегия на перелючение; стратегия на положительное подключение, похвалу;Стратегия на игнорирование;Стратегия на отрицательное подкрепление; стимуляция чувства удивления;Стимуляция положительных эмоций;Стимуляция чувства юмора;Стимуляция телесного контакта;Стимуляция соревнования, соперничества.
Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети.Иванова М. О детской агрессивности.Крылова О.Л., Новикова О.А. Агрессия у детей. Диагностика агрессивности дошкольников.Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивнось.