900igr.net
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.Охарактеризуйте достоинства и недостатки «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой. 2.Охарактеризуйте основные направления реформирования дошкольного образования в 30-е годы XX в. 3.Раскройте содержание музыкального воспитания в вариативных программах для дошкольных учреждений. 4.Проведите сравнительный анализ раздела по музыкальному воспитанию в «Программе воспитания и обучения в детском саду» и ее новой редакции. 5.Проанализируйте, в каких вариативных программах раздел по музыкальному воспитанию представлен достаточно содержа тельно, а в каких нет 6.Проанализируйте образовательные программы с точки зрения соответствия принципам личностно ориентированной, личностно-развивающей педагогики.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Реформирование дошкольного образования было связано с уче том специфики развития дошкольников, самоценностью этого пе риода жизни ребенка. При этом показателем эффективности образования стала считаться не «обученность» детей — сумма усвоенных знаний, а уровень их психического развития, наличие условий для полноценного проживания детьми этого уникального периода.
Все программы дошкольных учреждений делятся на комплексные и парциальные. Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). Парциальные (специализированные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка
Программа «Радуга» Авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой. Программа «Детство» Авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Я. А. Ноткина и др. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ. Программа «Истоки» Авторы Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова, А.Н.Давидчук, Л.Ф.Обухова и др. Программа «Развитие». Авторский коллектив под руководством Л.А.Венгера, О.М. Дьяченко Программа «Из детства — в отрочество» Авторы Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева и др. Программа воспитания и обучения в детском саду Авторы Л.В.Антонова, Н.Е.Веракса и др.; под ред. М.А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» опирается на лучшие традиции отечественного образования и является переработанным в соответствии с действующими ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, И.Гербовой, Т. С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразователь ная программа дошкольного образования / Под ред. Николая Евгеньевича Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Программа «Радуга» Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др. Цели: 1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни. 2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей. 3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства. В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.
Программа «Детство» Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).
Программа «Истоки» Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др. Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса. Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
Программа «Развитие» Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет. Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей. В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей. Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Программа «Кроха» Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др. Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до 3 лет. Разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Своеобразие программы - в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до его адаптации к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Раскройте достижения и проблему в ситуации вариативности работы дошкольных образовательных учреждений. 2 Охарактеризуйте основные тенденции в создании программ музыкального воспитания и развития дошкольников. 3. Раскройте причины появления большого количества образовательных программ для дошкольников по каждому из выделенных направлений. 4. Проанализируйте образовательное программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников по следующим показателям: цели и задачи музыкального воспитания, ведущий вид деятельности, принципиальные положения, анализ основных методов обучения, характеристика музыкального репертуара. 5. Проанализируйте особенности организации музыкальной раз вивающей предметной среды в рассматриваемых программах. 6. Проанализируйте рассматриваемые программы с точки зрения проявления в них тенденции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа «Музыкальные шедевры» Автор О.П. Радынова. Программа «Искусство слышать». Авторы В. О.Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. Программа «Гармония». Авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой Программа «Камертон». Автор Э.П.Костина Программа «Ребенок в мире музыки». Авторы Л. Н. Комиссарова, Г. В. Кузнецова. Программа «Каждый ребенок — музыкант». Автор Т. А. Рокитянская
Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г. А. Прасловой, необходимо уметь: ориентироваться в основных тенденциях программно-методического оснащения музыкального образования детей; анализировать программу, включая решение задач музыкального развития, выделять ключевые положения, понимать педагогические технологии; оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализации программы; прогнозировать работу педагогического коллектива и достижения детей в области музыкального развития в условиях реализации программы; Среди многообразия современных программ по музыкальному воспитанию можно выделить наиболее общие тенденции, задачи которых:
Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г. А. Прасловой, необходимо уметь: формировать основы музыкальной культуры, народной культуры и общей духовной культуры личности; определять приоритет художественно-творческого развития каждого ребенка, комплексный подход к нему, совместное творчество педагога и ребенка; устанавливать иные, чем в авторитарной системе, взаимоотношения детей и педагога, поиск путей общения средствами различных видов музыкальной деятельности; предоставить педагогу лишь основные направления, ориентиры музыкально-педагогической деятельности, что предполагает большее использование собственной инициативы, творческой импровизационной работы;
Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г. А. Прасловой, необходимо уметь: организовывать занятия с опорой на специфику искусства, на диалогический характер творческого общения: участие в различных видах музыкальной деятельности как возможность стимулирования свободного творческого самовыражения, развитие коммуникативных способностей; использовать на музыкальных занятиях с детьми синтеза искусств. создать эстетически развивающую среду, предметное и психологическое пространство для формирования эстетического отношения к окружающему, развития интеллектуальных и худо- жественно-творческих способностей
ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА СИНТЕЗЕ ИСКУССТВ Программа «В мире прекрасного». Авторы Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. Программа «Синтез искусств» [1] Авторы О. А. Куревина, Г. Е. Селезнева. Программа «Живой мир образов» Авторы Р.Г.Казакова, Л.М.Данилова. Программа «Родничок». Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы Н.Э.Васина, О.А.Суслова. Программа «Сотворчество»[1] Авторы Н. Г. Пешкова, Н. В. Корчаловская
ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа «Ритмическая мозаика» Автор А. И. Буренина. Программа «Топ-хлоп, малыши». Авторы Т.Н. Сауко, А. И. Буренина «Са-Фи-Дансе». Авторы Ж.Е.Фирилева, Е.Г. Сайкина. Программа «В мире бального танца». Автор Н.П. Циркова Программа «Путешествие в страну "Хореография"» Автор А. А. Матяшина. Программа «В мире музыкальной драматургии» Автор Т. Ф. Коренева Программа «От жеста к танцу» Автор Е. В. Горшкова,
ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ МУЗИЦИРОВАНИИ Программа «Звук-волшебник». Автор Т. Н. Девятова. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками». Автор Т. Э. Тютюнникова. Программа «Оркестр в детском саду». »Автор А.Р.Меркулова.
ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА Программа «Ладушки». Авторы И.Каплунова, И Новосельцева Программа «Музыкальная народная культура». АвторД.А.Рытов Программа «Горенка» Автор М. В. Хазова. Программа «Оберег» Автор Е. Г. Боронина Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева. Программа «Музыка» Автор М. Л. Космовская
Программа «Оберег» Е. Г. Борониной 2003 года. Предназначена для комплексного изучения фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством, поскольку изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще.
Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой. В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации.
Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом
Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка.
Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Еще одна программа петербуржцев Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет. Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста.
Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки. Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.
Основополагающие принципы программы «Музыкальные шедевры» (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). КОНЦЕНТРИЗМ - (от новолат. concentrum - имеющее общий центр) в обучении, принцип построения школьных курсов основ наук, при котором часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на нескольких ступенях обучения. СИНКРЕТИЗМ (от греческого synkretismos - соединение), 1) Слитность, нерасчленённость,
Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале: музыка выражает настроение, чувства, характер людей; песня, танец, марш; музыка рассказывает о животных и птицах; природа и музыка; сказка в музыке; музыкальные инструменты и игрушки