Дополнительная образовательная Программа «Музыкальная радуга» Художественно-эстетическая направленность срок реализации: 1 год для учащихся 1-х классов Автор программы: Фоминых Н.Е.Педагог дополнительного образованияг.Киров
НОВИЗНА ПРОГРАММЫНовизна программы заключается в формировании первоначальных нравственно-этических представлений первоклассников средствами музыки и на примере рассказов, жизненных ситуаций, сказок.Актуальность программыАктуальность программы состоит в устранении противоречий между предъявляемыми высокими требованиями государства и снижение воспитательной функции и роли семьи, школы в становлении личности.Педагогическая целесообразностьДанная программа помогает учащимся реализовать знания, полученные в школе, возможность адаптироваться к тем или иным жизненным ситуациям .
Цель и задачи программыЦель: формирование первоначальных нравственно-этических представлений о патриотизме, гражданственности у первоклассников средствами музыки.Задачи программыОбучающая: формировать исполнительские знания, умения и навыки, направленные на раскрытие и воплощения музыкального образа.Развивающие: способствовать умению отличать хорошее от плохого, красивое от безобразного.Воспитательные: сформировать положительное отношение к семье, уважительное отношение к матери, старшему поколению, природе родной земли, труду.
Принципы обучения и воспитанияПринцип учёта возрастных особенностей, интересов учащихсяПринцип последовательности и доступностиПринцип индивидуальностиПринцип преемственностиПринцип метапредметных связейЭтапы реализации программыЗнакомство с инструментом фортепианоФормирование исполнительских уменийЗакрепление исполнительских навыков, формирование понятий доброты, красоты, гармонии через музыку.Формы и режим занятий программыОсновной формой обучения и воспитания учащихся по программе является индивидуальное занятие, комплекс воспитательных мероприятий: урок-концерт, этические беседы, встречи с интересными людьми.
Ожидаемые результаты обучения и воспитания, способы определения их результативности.В результате обучения учащиеся должны:Предметные результаты обучения: музыкальный звукоряд из 7-и нот, основные характеристики звуков. передавать мелодическую линию небольшими группами нот в объёме фразы или одного предложения, слышать своё исполнение.Метапредметные и личностные результаты: об основных нравственно-этических понятиях и уметь отличать через музыкальные образы хорошее и плохое, доброе и злое, стремиться к прекрасному.Формы промежуточного контроля обучения и воспитания.Выполнение творческих заданий и упражнений, выступление на уроке-концерте, а так же проведение диагностики духовно-нравственного развития школьников.Форы подведения итогов реализации программы.Итоговый концерт перед родителями, детьми и педагогами. Изучение процесса и уровня воспитанности детей в конце учебного года определяем с помощью методики «пословицы».
Учебно-тематический план
Содержание программыЗнакомство с фортепиано. Музыкальные и шумовые звуки. Регистры. Красота и гармония осени в высоких и низких звуках.Краски осени в музыкальных штрихах. Светлый образ зимы в музыкальных пьесах. Отражение радостного настроения через характер музыки. Отражение любви к природе зимой в музыке современных композиторов.Красота зимнего утра в звучании музыкальных попевок.Отражение характера русской зимы в звучании музыкиЗнакомство с динамическими оттенками. Форте и пиано в звучании музыки зимней сказки.Прекрасное и безобразное в изображении насекомых, животных, растений в музыке.Бережное отношение к нотам менее длинным. Умение слушать их.Отражение любви к дому, в котором живу через характер исполнения пьески. Уважительное отношение к старшим в попевках на русские народные темы.
Бережное отношение к домашним питомцам через выразительное исполнение музыкальных попевок. Отражение материнской любви и заботы в колыбельных попевках.Уважительное отношение к старшим бабушке и дедушке через характер исполнения музыки. Дружная семейка нот - целые, половинные, четвертные и восьмые.Отражение чувства благодарности к матери в характере исполнения музыкальных попевок. Порядок в музыкальном доме - размер. Светлый образ матери в музыке русских композиторов.Уважительное отношение к отцу и дедушке через умение красиво и правильно исполнять музыкальный ряд правой и левой рукой по очереди.Отражение радостного настроения и праздничной семейной атмосферы в мажорном звучании музыки. Знакомство с ноткой Си. Отражение трудолюбивого характера в русских народных попевках. «Не сиди сложа руки – не будет и скуки». Умение чисто и аккуратно исполнить музыкальную фразу отдельно каждым пальчиком.
Методическое обеспечение программыМетод пластического интонированияМетод драматизации – играМетод ценностно-смысловой диалогМетод этический диалогПриемы обучения и воспитания программы Прием создания жизненных ситуаций через игруПрием создания ситуации успехаПрием создания эффекта удивления Виды музыкальной и творческой деятельности программыСлушание музыкиСовместное пение учащихся с педагогомМузыкально- ритмические движенияИгра на музыкальном инструментеОзнакомление с музыкальной грамотой на основе использования графической записиИмпровизация
Ресурсное обеспечение программыСписок рекомендуемой литературы1. Путь к музыке. Баренбойм Л., Перунова Н. / Изд. « Советский композитор» 1988г.2. В музыку с радостью. Геталова О., Визная И., / Изд. « Композитор» С. – Петербург 1997г.3. Я музыкантом стать хочу. / Сост.: Игнатьев В. И Игнатьева Л. / Изд. «Советский композитор» ,1986 г.4. Первые шаги маленького пианиста. Королькова И., /Изд. Ростов-на-Дону 5. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. Королева Е.А. / М., Просвещение, 1994г.www.proshkolu.ru, http://school48kirov.ucoz.ruТехническое обеспечениеИнструмент фортепиано, компьютер, проектор, реквизит (куклы)