Зал № 7. Воплощение больших образов. В 1892 году и.и.Левитан написал вариант картины «Тихая обитель», получивший название «Вечерний звон» (Государственная Третьяковская галерея).Колорит картины интенсивный и живописно тонкий. Пронизывающее картину круговое движение, красота вечернего освещения, румянящего и золотящего плывущие по небу легкие облака и белые стены монастырских зданий, «эхо» отражений на зеркальной глади воды создают ощущение торжественного и мелодичного «звучания» картины. Кажется, что в ее пространстве, как в одном из рассказов А.П.Чехова «собрались отдыхать и люди, и природа, и лес, и солнце, отдыхать и, быть может, молиться».
Набросок и этюд к картине «У омута». 1892 год
«У омута». 1892 год. (Третьяковская галерея). Омут – сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана тайна. Это мир русалок и леших. «У каждого в жизни был свой омут», - говорил И.И.Левитан своей спутнице.Картина – странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами.
У омута
«Владимирка». 1892 год.(Третьяковская галерея). Создание этого полотна имело для И.И.Левитана смысл гражданского поступка. Не случайно он преподнес его в дар П.М.Третьякову в собрании которого видел «колоссальное общественное значение».Меж чернеющих над паром Плугом поднятых полей Лентой тянется дорога, изумруда зеленей. То Владимирка, когда – то Оглашал ее и стон Бесконечного страданияИ цепей железных звон.В.А.Гиляровский посвятил эти стихи картине «Владимирка».Композиция пейзажа заставляет почувствовать унылую бесконечность «Владимирки». Глубокий идейный замысел воплощен с достойным живописным совершенством.
Владимирка
«Над вечным покоем». 1893 – 1894. Этюд. «Над вечным покоем» 1894 г.(Государственная Третьяковская галерея) Картина «Над вечным покоем» завершает цикл работ 1892 – 1894 г. В этом грандиозном развороте водного пространства озера и еще более величественного пространства неба с клубящимися, сталкивающимися друг с другом облаками, сочетается с утлым мысом. На котором приютилась старая церковка и бедное сельское кладбище. На этом юру их освистывают ветры; они одиноки среди необъятных просторов. Идея сопоставления человеческой жизни с величественной грандиозной стихией природы развернулась здесь со всей силой и широтой, во всей зрелости мастерства художника. Картина обладает существенными декоративно – монументальными чертами. Они сказываются в обобщении масс, в больших цветовых поверхностях.«Это почти даже не пейзаж: это картина души человеческой в образах природы», - писал В.Михеев. (22 Передвижная выставка).
Спасибо за внимание