Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»и ее художественное воплощение в творчестве М.А.Врубеля и А.Г.Рубинштейна.
План: 1.«Собранье зол его стихия...» поэма М.Ю.Лермонтова«Демон».2.«...Я пишу Демона».Образ Демона в творчестве Н.А.Врубеля.3.«И проклял Демон побежденный мечты безумные свои...».Опера А.Г.Рубинштейна «Демон».
Демон (дьявол) – с греческого «клеветник», «обольститель», один из злых ангелов последовавших за сатаной против Бога; старается обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания.
В откровении Иоанна Богослова 12:9 записан текст, наиболее отчетливо характеризующий демонов: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Библия отмечает, что демоны являются падшими ангелами – ангелами, которые вместе с Люцифером восстали против Бога. Падение сатаны с небес описано в книгах Исаии 14:12 – 15 и Иезекииля 28:12 – 15. В Откровении говорится, что сатана забрал с собой треть ангелов, когда согрешившие ангелы. Поэтому, вероятно, что демоны – это ангелы, последовавшие за сатаной в грехе против Бога.
ДЕМОН
Произведение «Демон» в творчестве Лермонтова.Образ демона волновал М.Ю.Лермонтова с юного возраста и не покидал его на протяжении всей творческой жизни. Еще в стенах Московского Благородного пансиона в 14 лет поэт стал делать наброски произведения о Демоне. Более 10 лет отдал Лермонтов работе над поэмой, но при жизни она так и не была напечатана.
Вместо зрительного портрета Лермонтов использует ассоциативно-цветовые характеристики космического фона, на котором является Демон: «в лазурной тишине чернея...», «мрак полночи голубой»,бездна со «следом кровавым»,багровые всполохи вихря, одетого «молнией и туманом»,лиловая темнота «громовых туч».Мрачные краски, на фоне которых дан Демон, вызывают у читателей чувства страха, опасности, предвещают зло, кровь, смерть.
Многое в жизни взаимосвязано, иногда самым непостижимым, «демоническим» образом. Это утверждение в полной мере относится к двум величайшим личностям русской культуры — поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову и художнику Михаилу Александровичу Врубелю. Общее, что их связывает и объединяет, - образ Демона, однажды вошедший в их творческое сознание и не покинувший мастеров до самой смерти.
Образ Демона в творчестве Врубеля. В 1856 году, когда через 15 лет после гибели М.Ю.Лермонтова впервые была напечатана его поэма «Демон»,в Омске, в семье военного юриста, родился Михаил Врубель. Необычайно одаренный мальчик, он с детства был увлечен русской литературой. В 1891 году к 50-летию гибели великого поэта фирма Кушнерева готовила к изданию собрание сочинений Лермонтова. Иллюстрации к этому собранию предложено было выполнить известнейшим русским художникам, в их числе и был Врубель.
Картина «Демон сидящий» никого не может оставить равнодушным, она заставляет зрителей вглядываться, вдумываться, откликаться. Врубель работал над этим полотном с маниакальной исступленностью, по двадцать часов в сутки. Он считал его главным своим творением, называл иконой. Когда картина была уже выставлена, Врубель ежедневно приходил на вернисаж и дописывал ее. Образ Демона волновал творческое сознание художника М.А.Врубеля более 20 лет. Итогом многолетних размышлений, поисков, титанической работы воображения стали великолепные иллюстрации, замечательные картины, многочисленные наброски.
Опера Рубинштейна Демон. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»оказала огромное влияние на многих композиторов. На ее сюжет написаны опера Б.Фитингофа-Шеля «Тамара»,музыкальная картина «Демон»П.Бларамберга, третья симфония «Демон» Э.Направника, одноименный балет С. Цинцадзе. Но самым лучшим воплощением лермонтовского произведения по праву считается опера Антона Григорьевича Рубинштейна. Любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова проходит через всю жизнь композитора.
Что же явилось для композитора главным в образе Демона? Рубинштейн воспринимает его как романтического героя, посмевшего бросить вызов обществу и самому Богу. Поэтому он одинокий страдалец. Свое художественное внимание композитор заострил на лирической стороне сюжета поэмы — на взаимоотношениях Демона и Тамары. Демон Рубинштейна в большей степени человек, чем злой дух, как это изображено у Лермонтова.
Хотя опера Рубинштейна и не передает в полной мере мятежный дух гениальной поэмы, музыка завораживает слушателя невероятной красотой мелодий и яркой инструментовкой. Опера была написана в 1871 году, но ее долго запрещала к постановке театральная цензура, ведь в православной России произведение с таким названием могло вызвать существенные нарекания со стороны синодальных чиновников. Лишь в 1875 году опера была с успехом поставлена в Петербурге, а потом и в Москве.
Вывод: В разных сферах искусства: живописи, музыке и литературе, нашел свое отражение образ Демона. Такие великие люди, как Лермонтов, Врубель и Рубинштейн по разному описали свое видение этого героя. Опираясь на лермонтовского Демона, Врубель и Рубинштейн передали свое восприятие героя. Сравнивая трех знаменитых Демонов, нельзя выделить из них лучшего, ведь каждый творец вложил в своего героя душу и жизнь.
Использованная литература1.История русской литературы. В 4 томах. Т. 2. От сентиментализма к романтизму и реализму. - Л. 1981.2.Касаткина В. Бесконечный поединок Добра со Злом // Литература. - 2000. - №17.3.Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. - Спб., 2000.4.Скрябина Т. «В пространстве брошенных светил...» // Литература. - 2001. - №31.5.Дмитриева Н.А. Михаил Врубель: Жизнь и творчество. - М., 1988.6.Ельшевская Г. Главная тема // Искусство. - 1999. - №20.7.Медкова Е. Неисчерпаемость и беспредельность // Искусство. - 2005. - №21.8.ПетроваН.В. Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля // Литература в школе. - 2001. - №8.9.Балашша И., Гал Д.Ш. путеводитель по операм. Кн.З. Русская и советская опера. - М., 1993.10.Гозенпуд А.А. Краткий оперный словарь. - Киев, 1989.11.Шедевры мировой классической музыки. - М., 2004.12.Иллюстрированная полная библейская энциклопедия.