познакомить учащихся с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области. познакомить учащихся с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области.
Научить различать виды пейзажа и характер пейзажа; Научить различать виды пейзажа и характер пейзажа; Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус; Выполнить практическую работу, создав эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти» ; Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Пейзаж – это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей средой. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей средой. К этому виду пейзажа прибегали многие художники – Васильев Ф, А., Саврасов А. К., Левитан И. И., Коровин К. А., Шишкин И. И. и др.
Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. Городской пейзаж изображали М. Добужинский и А.П. Остроумова - Лебедева
В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали С. Щедрин в 18 веке и А. Бенуа в конце 19 века.
Марина рассказывает о своеобразной красоте то спокойного , то бурного моря. Марина рассказывает о своеобразной красоте то спокойного , то бурного моря. В Росси приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Н. Айвазовский.
Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К этому виду пейзажа обращались Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, П.П. Кончаловский и др.
Здесь художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны. Здесь художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны. Начало ему было положено в 20 – годах века картиной Б.Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно- повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени. Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.
Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне - мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе П. Корина «Александр Невский».
Картина А. Рылова «В голубом просторе» написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтический образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли. Картина А. Рылова «В голубом просторе» написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтический образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.
В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку. В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку. Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Н.Рериха и А.Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.
Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал И. Шишкин. Характерна в этом отношении последняя большая работа Левитана - «Озеро», художник дал ей второе название - «Русь», обозначив таким образом эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.
В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа. Дух романтизма присутствует в картинах Саврасова «Проселок» и «Рожь». Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Ф. Васильева. Художником-романтиком называли Айвазовского. В выдающемся произведении Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака - то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы.
Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать? Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать? Как отличаются пейзажи по характеру? Какой пейзаж вам ближе по духу? Определите вид и характер пейзажей, нарисованных волгоградскими художниками.
Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)». Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».
Урок подготовила учитель рисования МОУ Большесудаченской средней общеобразовательной школы Руднянского муниципального района Волгоградской области Урок подготовила учитель рисования МОУ Большесудаченской средней общеобразовательной школы Руднянского муниципального района Волгоградской области Черткова Валентина Ивановна.