Сотворение мира
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нём заключался источник жизни мира. Всё возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги
Для древних греков Хаос – «зияющее пространство», существовавшее гораздо раньше мирозданья. Хаос состоял из тумана и мрака. Благодаря действию времени, туман Хаос от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в средину себя эфир. От быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо
От быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо
Там, где суша была, пребывали и море и воздух. И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать. Воздух был света лишён, и форм ничего не хранило. Всё ещё было в борьбе, затем что в массе единой . Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость, Битву с весомым вело невесомое, твёрдое с мягким. Овидий «Метаморфозы»
Человек с давних времён задумывался над вопросом “Как появился мир и всё, что есть в мире?” Происхождение мира – одна из центральных проблем естествознания. Философы утверждают, что возникновение жизни есть результат творческого акта духовного начала, «высшего интеллекта», бога.
Другие же в противоположность этому считают, что жизнь по своему происхождению материальна и возникла естественным путём на основе общих законов природы.
Посмотрите на картину Пьетро да Кортона «Триумф божественного провидения» Изображаемые фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию, выглядят мелкими среди величавых, «космических» пейзажей
Фреска Микеланджело «Отделение света от тьмы» - тут изображен библейский сюжет – сотворение мира –гимн физической и духовной красоте человека, утверждение его безграничных творческих возможностей
На полотне Айвазовского «Хаос. Сотворение мира» с необычайной выразительностью передан мрак, постепенно вытесняемый светом. Библия – Книга книг – по своему рассказывает нам о сотворении мира.
И посмотрел Бог на всё, что создал. И увидел, что всё очень хорошо. Седьмой день Бог почил от всех дел своих и благословил седьмой день и освятил его. Последнее творение было самым замечательным. Как говорит Библия, Бог сотворил человека по образу и подобию Своему
Рассказ о шести днях творения открывает первую книгу Библии – Книгу Бытия. До Микеланджело живописцы уже брались за этот сюжет, но крайне редко. Никто не мог изобразить Бога, и сотворение неба и земли, дня и ночи, отделение суши от воды, создание светил небесных, живой природы и, наконец, человека, не погрешив при этом против истины. Более того даже просто рассуждать на столь глубокие темы брались лишь очень образованные, мудрые и, главное, святые люди.
Микеланджело, конечно, осознавал степень своей ответственности. Поэтому при всей насыщенности росписи, он практически не дал ни каких деталей.
На переднем плане только самое главное – идея о том, что всё на земле было сотворено Богом, развивалось и существовало по Его непостижимому замыслу.
Микеланджело начал свой гигантский труд в 1508 году и окончил в 1512. Он расписал 800 кв. м потолка, изобразил 300 фигур, работал без помощников, изнемогая от головной боли, усталости, забыв о сне и отдыхе.
Фреска создавалась при слабом освещении, художник работал в неудобной позе лёжа на спине прямо под плафоном, на специальном помосте. Трудился и днём и ночью, а спал здесь же, на лесах, не раздеваясь и не снимая неделями сапоги.
После окончания росписи он еще долго мог читать книгу или письмо, только держа их над головой.
«Прекрасно, прекрасно! – восторгался понтифик. - Я хочу, чтобы весь мир увидел, то что уже сделано». Едва успели разобрать леса как в Сикстинской капелле уже служили мессу. Народ толпами стекался в Рим, чтобы увидеть новое чудо – очередной шедевр мастера Буанорротти.
Люди застывали в молчании, потрясённые картинами сотворения мира и грехопадения, видом создателя, отделяющего Свет от Тьмы и могущественно простирающего руки над хаосом творения. Но больше всего людей потрясло «Сотворение Адама».
Новой работой был недоволен только один человек. Это был сам Микеланджело, который всегда стремился воплощать в жизнь идею Аристотеля о том, что «искусство должно служить не развлечению, но нравственному совершенствованию человека». И вот уже несколько месяцев Микеланджело принимал похвалы о потрясающем подборе красок, о великолепном архитектурном решении композиции, о красоте, о чём угодно, но ни один из тех кто пришел полюбоваться росписью капеллы не сказал, что перед этими фресками хочется помолиться.