Символизм литературно – художественное направление конца XIX - начала XX века. Первое и самое значительное из модернистских течений в России.
Смысл названия - от греч. symbolon – условный знак, образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме
Символ ( от греч.symbolon – условный знак, примета)
Средства создания символа метафора метафорический эпитет аллегория оксюморон перифраза
Роль символа в художественном тексте: символ – языковое средство выражения художественной мысли, которое приглашает читателя к размышлению, символический образ позволяет читателю вступать с поэтическим текстом в диалог и погружаться в его смысл всё глубже и глубже,символический образ вызывает у разных читателей разные ассоциации, зависящие от их жизненного опыта, в символе открываются всё новые смыслы, образ становится как бы «прозрачным», не утрачивая своей конкретности.
Истоки русского символизма - французская поэзия 70-80-ых годов XIX века: Шарль Бодлер Поль Верлен Артюр Рембо Стефан Маллармефилософия конца XIX - начала XX века: Соловьев В. Ницше Ф. Шопенгауэр А.
Манифесты русских символистов «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»«Юному поэту»«Сонет к форме»Д.С. МережковскийВ.Я. Брюсов
Основные идеи символизма: окружающий человека мир безобразен и недостоин внимания поэта, потому что это «зловонная яма»,искусство – земное подобие божественного, прозревающее миры иные сквозь мнимую иллюзорную действительность, поэт – сверхчеловек, который должен постичь метафизическую сущность мира, расшифровать её и превратить в пророчество, сущность творчества – искание символа.
Зинаида Гиппиус Александр Блок
Константин Бальмонт Андрей Белый
Вячеслав Иванов Мира Лохвицкая
Иннокентий Анненский Вячеслав Иванов
Максимилиан Волошин Фёдор Соллогуб
«Символизм – энергичное литературное движение , которое подобно реке влилось в море русской литературы, успев образовать могучую дельту, пронизанную сетью многочисленных протоков...»А. Пайман
Старшие символисты(декаденты)Отгородиться от реальности, уйдя в мир мечты и фантазии.Искусство для искусства.Поэт – гений, мастер (эгоцентризм).Религиозно-мистическое содержание.Ощущение кризиса и безысходности бытияМладшие символисты(младосимволисты)Искусство должно спасти мир.Вера в пересоздание мира и человека на основе приобщения к религии через искусство.Изменить реальность при помощи искусства.Поэт – пророк, призванный в мир спасти человека.Религиозно-нравственное содержание.
Общие идеи: романтическое двоемирие, искусство – земное подобие божественного, культ поэтического Я, пристальное внимание к миру человеческой души, обилие символов.