Знание Ломоносова о языке и искусстве Отчетная работа по элективному курсу «Истории открытий удивительных веществ»Выполнили ученицы 9«А» классаГОУ СОШ №466 Захарова Екатерина, Педченко ТатьянаРуководитель – учитель химииОвчарова Ольга ЭдуардовнаСанкт-Петербург2009
Оглавление Биография М.В.Ломоносова Широта интересов Ломоносова Великий химик Российская грамматика Краткое руководство к красноречию Теория «трех штилей» Поэтическое наследие Ломоносова
Биография М.В. Ломоносова ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (8/19.11.1711-4/15.04.1765), гениальный русский ученый поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки, государственный и общественный деятель.Побуждаемый жаждой знания, Ломоносов в 1731 ушел с обозом в Москву, где был принят в “Спасские школы”. Способности, примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова были замечены. В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он вызван в Петербург для учения при Академии наук.
Широта интересов Ломоносова Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительныечерты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.
Великий химик Ломоносов открыл новую область обществознания – физическую химию. Он открыл первую в России химическую лабораторию и разработал понятие о химическом элементе. В 1745 году Ломоносов сталпрофессором химии и в этойдолжности оставался до концасвоей жизни.
Российская грамматика Главным сочинением Ломоносова по языку была Российская грамматика,написанная в 1755 и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. В Грамматике дается первая классификация основных диалектов (наречий) русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определены их основные различия на разных уровнях организации звуковой системы.
Краткое руководство к красноречию Идеи о стилях русского языка Ломоносов впервые высказал в Кратком руководстве к красноречию... (1748) ; позднее писал об этом в Российской грамматике и более детально в сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» (1758). Здесь Ломоносов создает получившую широкую известность концепцию «трех штилей» русского языка, призванную обосновать возможность и необходимость и при этом кодифицировать использование русского языка во всех функциональных стилях языкового общения.
Теория «трех штилей» Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном «штиле»: «высокий штиль», «средний», «низкий». Теория «трех штилей» оказала значительное влияние на развитие русского литературного языка во второй половине 18 в. вплоть до деятельности школы Н.М.Карамзина (с 1790-х годов), взявшей курс на сближение русского литературного языка с разговорным.
Поэтическое наследие Ломоносова Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя: Утреннее размышление о Божием величестве (1743) и Вечернее размышление о Божием величестве (1743), Оду, выбранную из Иова (1751), Письмо о пользе стекла (1752), Петр Великий (1756–1761), Гимн бороде (1756–1757 и др.), Разговор с Анакреоном; (1757–1761), Полидор (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.
Спасибо за внимание :-)