ПРОГРАММАхудожественно – эстетического развития детей "Мировая художественная культура для детей старшего дошкольного возраста"Составитель: Фирсова Елена Борисовна, музыкальный руководитель ГДОУ ЦРР детский сад № 81Томск 2008
Искусство – вид духовного освоения действительности Искусство – это сама жизнь, которая является объединяющим фактором разных видов искусства.Искусство – важное средство формирования нравственных и личностных качеств человека его духовного мираИскусство формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, развивает творческое воображение.
Актуальность В настоящее время в современных концепциях гуманизации дошкольного образования признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
Результаты исследования
Особенности психологического облика детей старшего дошкольного возраста разрозненный неорганизованный опыт общения с искусством;преобладание роли зрелищно–событийных ощущений по отношению к слуху;склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);потребность к смене эмоциональных состояний; склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с персонажами произведений искусства); регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.
МХК - как комплексное освоение видов искусства
Изменения и дополнения в Программе
Цель Основной целью Программы является формирование основ художественно-эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста как части всей их духовной культуры.
Задачи приобщать детей к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоционально-эстетические переживания;развивать целостное миропонимание, эмоциональную и чувственную сферы ребёнка, образное и ассоциативное мышление;создавать условия для живого, эмоционального общения детей с произведениями искусства.
Принципы Программы Принцип тематизма. Принцип систематичности и последовательности. Принцип интеграции и "синкретизма". Принцип дифференциации и индивидуализации (вариативности). Принцип креативности (организации творческой деятельности).
Методы Программы Метод создания художественного контекста. Метод размышления об искусстве в разных формах общения с ним. Метод перспективы и ретроспективы.
Структура Программы Раздел 1. Основные жанры музыкального и изобразительного искусства .Раздел 2. О чём говорит искусство.
Раздел 3. "Музыкальная живопись" сказок, притч и былин.Раздел 4. Что такое " язык " искусства.
Работа с родителями: анкетирование родителей по тематике Программы ;выступление на родительском собрании по основным разделам Программы;выступление родителей на занятиях по Программе (обмен впечатлениями и опытом);совместное создание фонотеки и видеотеки; создание сборника песен для детей с музыкальным приложением фонограмм для домашнего прослушивания и исполнения;совместное посещение художественного музея, музея деревянного зодчества, организация экскурсии (знакомство с памятниками архитектуры), выездные выставки и др.
Предполагаемые результаты реализации Программы В результате систематического посещения занятий по данной Программе у детей должны сформироваться следующие представления: о музыки, живописи, литературе, как отдельных видах искусства;об эмоционально-чувственном и о художественно-образном содержании искусства;о своеобразии «языка» высказывания каждого вида искусства.
Условия реализации Программы Реализация программы «Мировая художественная культура для детей старшего дошкольного возраста» рассчитана на год. Занятия по данной Программе объединены в четыре раздела, основное содержание которых раскрыто в названиях тем. В середине и конце изучения каждого раздела проводится фронтальное интегрированное занятие, которое помогает педагогу подвести итог работы с детьми по данной теме.Занятия проходят один раз в неделю по 25-30 минут во второй половине дня. Наполняемость групп от 15 до 20 детей. Так же в работе с детьми используется наглядный материал (репродукции с картин, малые скульптуры и т.д.), подбор фонотеки с записью классической музыки, фонограмм для хорового и вокального исполнения детей по тематике Программы, словарь терминов, конспекты интегрированных занятий.
Музыка, литература, живопись - мир искусства в трёх видах – охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизируют фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е., формируют универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Таким образом, искусство, постигаемое во всём многообразии его видов, содержит в себе программу духовного развития человека.
Благодарим за внимание!