Композиция как универсальный принцип в искусстве Подготовила Яковлева М.Н.учитель ИЗО МОУ «Гимназия № 87»г. Саратов
Цели и задачи: 1. Формирование умения использовать приемы, средства композиции; развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.2.Расширение знаний о композиции. Использование знаний, полученных на уроке, в самостоятельной работе. Развитие умения составления натюрморта из предметов. Закрепление умения выразительного размещения предметов на листе. Дальнейшее развитие графических навыков.
Композиция ( от лат. compositio ) означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения.Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. А. И. Лактионов«Письмо с фронта»
К. Коровин«Зимой»
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п. )Рафаэль Санти«Мадонна с гвоздикой»
Рафаэль Санти«Мадонна с гвоздикой» Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п. )
Эдгар Дега«Голубые танцовщицы»
Эдгар Дега«Голубые танцовщицы»
Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, ощущение движения. Валентин Серов«Похищение Европы»
Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, ощущение движения. Валентин Серов«Похищение Европы»
Клод Моне«Заан в Заандаме»Оставляя перед движущимся предметом свободное пространство, мы усиливаем иллюзию движения
Гюстав Кайботт«Дождливый день в Батиньольском квартале»В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционный центр не обязательно должен быть в центре картины
В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционный центр не обязательно должен быть в центре картиныВ сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционный центр не обязательно должен быть в центре картины
Рафаэль Санти«Сикстинская мадонна» Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.
Ф. ХодлерОзеро Тан Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены
Ф. ХодлерОзеро Тан Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены
Э.Дега«Прима – балерина»В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.
Задание:Используя предметы, имеющиеся в наличии (керамика, фарфоровая посуда, деревянная посуда, муляжи фруктов и овощей), составьте композицию, в которой просматривается геометрическая форма (треугольник, пирамида, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п. )Сделайте набросок.
Используемая литература:Н. М. Сокольникова. Основы композиции – Обнинск, 1996.