Графический пейзаж для учащихся художественной школы Автор: Поваров С.В., студент МПГУ художественно-графического факта,3курса 2группы,[email protected]Руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Гудилина С.И. Методика выполнения графического пейзажа
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметомкоторого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж.
Этапы выполнения пейзажа Для изображения пейзажанеобходимы знания наблюда - тельной и воздушной перспективы. Надо научиться определять масштаб изобра – жения, выделять главное в рисунке пейзажа. Успех во многом будет зависеть от правильной последователь -ности работы.
Важно выбрать выразительные пейзажныемотивы. Далее следует поду – мать о выборе высоты линии горизонта. Один и тот же пейзаж будет выглядеть вели - чественно при низкой точке зрения и обычно, если линия горизонта будет проходить через центр листа. Высокое расположение линии горизон – та или вынесение ее за пределылиста позволяет показать большую часть земной поверх -ности.
В рисунке пейзажа изображение неба во многом определяетнастроение всего пейзажного мотива. Над земной поверх –ностью небо образует купол, полусферу. Это лучше под – черкнуть расположением облаков. Одинаковые по форме и находящиеся на одной высоте облака кажутся меньше и ближе друг к другу по мере удаления их к горизонту. Светотеневые эффекты на облаках значительным образом изменяются в зависимости от времени дня. Именно обла – ка, закрыв солнце и отбрасывая тень, могут значитель – ным образом изменить впечатление. Очертания легкихоблаков могут придать романтическую атмосферу рисунку.
Учебное рисование включает быс – трые наброски пейзажа, его отдель–ных деталей, а также рисунки, выполняемые в течение нескольких часов. Линейный рисунок призван запечатлеть объемный объект. Для обозначения контуров и светотени используют линии и штрихи. Например, этот быстрый линейный набросок деревни значительным образом отличается от светотеневого его изображения. В линейном наб -роске основное внимание художниксосредоточил на перспективных сок-ращениях дороги,столбов и домов.Ав светотеневом изображении важнобыло показать игру пятен света, полутонов и теней. Яркое солнцеусиливает световые контрасты.
Большой интерес в рисунке пред-ставляет зарисовка памятников архитектуры. Например, наброс-ки городов с различными архи –тектурными сооружениями пере -дают очарование русской стари – ны. Эти рисунки выполнены палочкой и тушью с учетом тональных отношений.Графитный карандаш позволяет более тонко, чем тушь, переда – вать тональные различия в пей –заже. Улицы города полны движения,наброски фломастеромфиксируют его. Работа над дли –тельным рисунком пейзажа начи-нается с композиционных эскизовнебольшого размера. Лучше испо-льзовать различные форматы и художественные материалы.
Наиболее удачное композици –онное решение можно исполь –зовать для выполнения дли –тельного рисунка. В число учебных задач, решаемыхпейзажистом, может входить передача определенного време-ни суток, состояния природы или времени года. Также используются различные худо-жественные материалы, такиекак грифельный и угольный карандаш, перо, фломастер,геливая и шариковая ручка.
Вопросы1.Как будет выглядеть изображение пейзажа при высокой, обычной и низкой линии горизонта?2.Играет ли роль изображение неба в пейзаже, если да, то какую?3.В чем различия линейного и светотеневого наброска графического пейзажа?4.Какими художественными материалами лучше всего выполнять длительный рисунок пейзажа?
ЗаданияЭтот пейзажный мотив нарисован фломастером.Сделайте быстрый набросок этого пейзажа.Выполните длительный рисунок этого пейзажа графическим материалом,который вам больше нравится.Нарисуйте свой графический пейзаж. Использованная литератураН.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Академия, 2003. - 86 с.