Декоративное искусство РоссииIX - начала XX века. Важнейшим источником русского искусства на этапе его становления стали народное декоративное и изобразительное творчество. Культурное развитие русских земель приводит к возникновению самобытного и величественного стиля в зодчестве, фреске, декоративном искусстве Руси.
Искусство IX - первой половины XIII века. Выдающимися памятниками декоративного искусства этой эпохи являются серебряные изделия. Многие предметы из серебра: височные привески, браслеты, бармы украшались изображениями фантастических зверей и птиц, сплетённых лентами; встречаются изредка и человеческие фигурки.
Искусство XIV - XV вековПодьём культуры после свержения татаро-монгольского ига. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, литьё, ювелирное, художественное шитьё. Шили главным образом гладью, воспроизводя работы иконописцев.Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г.Резьба по дереву. Яков Фирсов. Людогощенский крест. 1359 г. Фрагмент. Новгород.
Искусство конца XV - XVI векаМосква становится столицей могучей державы. Расцвет русского зодчества. Строительство Москвы, храмов. Наивысший расцвет искусства орнаментальной резьбы по дереву, камню. Особое место занимает майолика – изразцы, роспись по эмали. В художественном шитье в изобилии вводится золото, жемчуг, драгоценные камни. Изразец XVII в.Третьяк Пестриков. Ковш. 1624 г. Золото, драгоценные камни. Москва. Государственная Оружейная палата
Чаша царя Алексея Михайловича. 1653 г. золото, эмаль, драгоценные камни.Чаша. Конец XVII в. Строгановская школа. Роспись по эмали. Москва.«Положение во гроб». Конец XVII в. Шелковая ткань, холст; шитьё золотыми, серебряными и шелковыми нитями; плетёное кружево, жемчуг, драгоценные камни, золото, финифть.
Первая половина XVIII века.В эти годы развивается художественное стекло, и смальтовая мозаика. Большой вклад внёс Михаил Ломоносов. Благодаря многочисленным исследование в области химии стекла Ломоносову удалось получить стекло и мозаичную смальту разнообразных оттенков.Мастерская Ломоносова. Апостол Павел. XVIII в. Мозаика, смальта, медь. Кубок. 1709-1714 гг. Ямбургский завод. стекло бесцветное с красными золотыми нитями внутри ножки.
Почётное место в убранстве помещений занимают шпалеры – безворсовые ковры, своего рода декоративные картины, вытканные ручным способом. Производство шпалер в России налаживается в 1717 -1719 г. в Петербурге.
Вторая половина XVIII века.Во второй половине XVIII века русское прикладное искусство достигло значительного подъема. Стиль русского барокко проявляется в интерьерах дворцов, построенных В.В.Растрели. Он часто проектирует мебель для дворцов. Новая форма мебели, столов, комодов. Их основное украшение – рельефная резьба, её золотят и подцвечивают. Применяют также и роспись цветами и сплошное окрашивание мебели, преимущественно в светлые тона: слоновой кости, белый, зелёный. Для обивки используют узорные шелка, бархат, шпалеры и вышивки.Бурно развивается производство шёлковых тканей для платьев и декоративных тканей. Русский фарфор достигает европейского уровня. Расцвет ювелирного искусства. Используются бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины. Тульские мастера изготавливают необыкновенные стальные изделия: шкатулки, подсвечники, пуговицы, пряжки.
Первая половина XIX векаВаза. Императорский фарфоровый завод. Петербург. Надглазурная полихромная роспись, позолота. Высота – 37,5 смВодоноска. 1817 – 1820 гг. Императорский фарфоровый завод. Роспись, позолота. Высота – 25 см.Шкаф розового дерева с бронзой и фарфоровыми вставками. 1846г.
Конец XIX - начало XX векаВажную роль в развитии декоративного искусства сыграла деятельность Абрамцевского кружка, куда входили выдающиеся художники того времени. Выполнялись декоративные предметы и мебель, близкие к народным формам. Это была стилизация в древнерусском духе со сказочными мотивами.Рамки для зеркал. По эскизам Е.Д. Поленовой. 1880 г. Дерево, резьба, раскраска.Шкафчик с колонкой. 1885 г. дерево, резьба, раскраска.
Е.А. Прахова. Ангел. Пано. По эскизу В.М.Васнецова1899г. С.В.Малютин. «Теремок» во Фленове близ Талашкина. Начало 1890-х гг.
Садко – богатый гость. Декоративное пано. 1903г. Резьба по дереву, роспись. Талашкинские мастерские.Балалайка – прима. Роспись М.А.Врубеля. 1899г. Дерево.