Культура России XVI века
Культура и духовная жизньв XVI веке Главные события – создание централизованного государства и утверждение деспотическогоправленияОсновные идеи - идея национального объединения,идея укрепление государства,идея образования единой народности
Фольклор XVI век - расцвет жанра исторические песни.Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу (Песни о взятии Казани, песни об Иване Грозном, цикл песен о Ермаке)В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого (переделка былины об Илье и Идолище, и Алеше Поповиче и Тугарине в «Сказании о киевских богатырях, как ходили в Царьград и как побили цареградских богатырей» - осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами).
Просвещение Основой просвещения в XVI в. была русская православная церковь. При монастыряхпродолжали создаваться центры книгописания,библиотеки, школы, учителями в которых чащевсего были монахи и дьяки. В число изучаемыхдисциплин обычно входили: азбука, чтение, письмо,арифметика, «Часослов» (сборник молитв), «Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя Давида).
Архитектура С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.
Москва В 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка Появился Китай – город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо), Земляной город (садовое кольцо). Окончательно оформился Кремлевский ансамбль
Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля 16 века. Построена в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году.Высота 81 метр.Всего на колокольне находятся 34 колокола
Шатровый стиль Архитектура 16 века отличалась разнообразием стилей, особенно в церковном зодчестве. Классические соборы соседствовали с шатровыми.Шатровый стиль - стиль в каменном строительстве, заимствованный из деревянного зодчества.Шатровые храмы не имели внутри столбов, а вся масса здания держалась на фундаменте
Церковь Вознесения в селе Коломенском Вознесенский шатровый храм был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм.Высота шатра 28 метров, всей церкви – 62 метра.Заложен был храм по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола – Ивана IVПредположительно строили храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 г.
Покровский соборхрам Василия Блаженного
Живопись Развивается иконопись.В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина «Церковь – воинствующая».В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I, Александр Невский, Дмитрий Донской и др. Во главе воинства-архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина. Их встречает богоматерь с младенцем.Икона символизировала победу православия над «неверными басурманами».«Церковь – воинствующая», 16 век
Иконопись. Дионисий Преподобный Кирилл Белозерский в житии. Икона. 16 век.Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.
парсуна Появляются парсуны (конец 16 века)– изображения людей, имеющие черты портретного сходстваПарсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами.Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор неизвестен, парсуна находится в Национальном музее Дании в Копенгагене
Декоративно - прикладное искусство Памятники XVI в. русской резьбы по дереву - "Мономахов трон" Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. В шитье вместо шелковых нитей используются металлические - золотые и серебряные, широко применяется жемчуг, драгоценные камни.Выдающийся памятник прикладного искусства этого времени - царский венец - шапка Мономаха, в которой впервые в истории Руси венчался в 1547 г на царство Иван IV.
Искусство литья Русские мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка. Изготовлена на московском Пушечном дворе по приказу царя Федора Ивановича в 1586 году придворным литейщиком Андреем Чоховым. По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.