АНДРЕЙ МАТВЕЕВ. ( 1702 – 1739).
Начало жизни. Небывалым расцветом новых ремесел и искусств начавшимся в XVIII веке русская культура обязана в первую очередь Петру посылавшему талантливую молодежь учиться в Европу. Один из первых кого царь послал обучаться за границу мастерству живописца стал Андрей Матвеев. По существующей легенде юный Андрей повстречал царя в Софийском соборе Новгорода и тот предложил ему ехать учиться. Будущему живописцу было тогда что-то около пятнадцати лет, был ли он тогда учеником иконописца или с какой-то другой стороны имел отношение к живописи неизвестно. Так же неизвестно его настоящее отчество: Матвеевич или Меркурьевич, то же самое касается и фамилии, иногда Андрей Матвеев упоминается как Кобылин. По другим сведениям отец Андрея Матвеева был подъячим, служившим в при дворе в Петербурге и учиться Андрея послала Екатерина I. В любом случае то что Андрей Матвеев учился живописному мастерству в Голландии и Фландрии и был личным стипендиатом Екатерины I является неопровержимым фактом
Годы за границей 1716 год стал годом первой отправки на обучение за границу будущих знаменитых художников. На время обучения каждому из них было назначено содержание довольно приличное по тем временам и составившее не менее ста рублей в год. Все они были разосланы по разным городам Европы. Вероятно дальновидный император хотел охватить как можно большее число живописных школ, с целью изучить больше техник и приемов живописного мастерства. Кто-то был послан в Италию как братья Никитины, а Андрей Матвеев оказался в Голландии в Амстердаме в мастерской художника Арнольда Боонена. За обучение Матвеева Боонен получал плату в размере ста гульденов в год. По отзывам агента Фанденбурга надзиравшего за учениками Матвеев учился старательно и прилежно. Впрочем, и сам Андрей Матвеев регулярно отсылал покровительствующей ему императрице отчеты о своем обучении, а так же свои работы, которые лучше всяких отчетов свидетельствовали об его успехах.
Годы за границей После шести лет обучения у Боонена, Матвеев покинул его мастерскую, жил в Роттердаме, Саардаме, а за тем в Гааге, где некоторое время обучался знаменитого Карла Моора. В 1725 после смерти Петра выражая императрице свои соболезнования, Андрей Матвеев отослал ей картину «Аллегория живописи». В этом же году он переехал во Фландрию, где с 1725 по 1727 год обучался в Атверпенской Академии художеств у художника Спервера. Талантливый и прилежный русский студент был замечен и отмечен наградой Академии во время второго года обучения там. Отметив этот успех Андрея Матвеева императрица Екатерина I произвела его в гофмалеры, т.е. в придворные живописцы. Кроме Матвеева такое же звание имел лишь Иван Никитин – любимый художник Петра I.
Возвращение. Возвращение Андрея Матвеева на родину в 1727 году было приурочено к смерти Екатерины I. Лишившись высокого покровительства художник, тем не менее был отправлен в Канцелярию от строений, начальником которой в то время был гоф-интендант Кармедон, бывший парикмахер. Художественной частью заправлял француз Луи Каравакк давно и прочно обосновавшийся в Петербурге в качестве придворного живописца и не собиравшийся никому уступать этого почетного места. Каравакк поручил Матвееву написать картину «для освидетельствования». Прекрасно понимая, что вновь прибывший живописец высоко образован и является сложившимся мастером европейского уровня, тем не менее очень несправедливо оценил его мастерство, заявив, что Матвеев «имеет большую силу в красках, а не в рисунках». Исходя из этой своей оценки Каравакк был готов принять Матвеева лишь в качестве своего подмастерья, и только после заступничества архитекторов Трезини и Земцова, заявивших, что Матвеев «и в рисунках гораздо искусен», Андрею Матвееву удалось получить звание живописного мастера.
Творчество Полотнам художника присуща не только теплая гамма красок, словно смешанных в свете огня, но и точный рисунок, где в передаче внешнего сходства проступает сокровенная глубина неповторимая в каждой отдельной личности. Необычайно хорошо это свойство таланта мастера можно заметить в парных портретах князя и княгини Голицыных 1728 года, а так же в его собственном «Автопортрете с женой». Автопортрет был написан в 1729 году после женитьбы на Ирине Степановне Антроповой, и является самым известным из творений мастера, в котором его талант проявился с особенной мощью. В 1731 году Матвеев стал руководителем живописной команды Канцелярии от строений. Его работа предполагала множество самых разнообразных занятий от декоративной росписи стен зданий и написания икон, до реставрационных работ и росписи царских карет. Кроме того ему приходилось вести счета и отчеты и даже заготовка материалов легла на его плечи.
Творчество. Последний известный портрет датируется 1730 годом. В число работ Андрея Матвеева входит оформление Летнего дворца, Петропавловского собора, которые к сожалению были уничтожены пожаром 1756 году. Аничков мост, Адмиралтейские, Троицкие, Триумфальные ворота, Сенатский зал Двенадцати коллегий и … росписи царской голубятни и кроме того еще длинный список разнообразных работ из которых мало что уцелел Имея мягкий доброжелательный нрав, Андрей Матвеев сумел сплотить вокруг себя художников и подмастерьев, работающих в его подчинении, став для многих из них учителем живописи. Его знания предмета далеко выходили за рамки портретной живописи, что позволило ему создать собственную систему обучения, которая легла впоследствии, в систему обучения Петербургской Академии художеств. Его манера письма стала во многом определяющей для русской портретной живописи в дальнейшем.
Источники 1. А.Матвеев - биография, картиныnearyou.ru/matveev/0matveev.htm 2. Матвеев, Андрей Матвеевич — Википедия 3. Живописец Андрей Матвеев - Человек без границwww.manwb.ru › Искусство › Живопись. 4. : Статьи » художники » Русские художники » МАТВЕЕВ Андрей ...pointart.ru/index.php?type=review&area=1&p=articles&id..