Ни один из видов искусств так тесно не связан с геометрией, как архитектура. «Окружающий нас мир – это мир геометрии чистой, истинной, безупречной в наших глазах. Все вокруг – геометрия. никогда мы не видим так ясно таких форм, как круг, прямоугольник, угол, угол, цилиндр, шар, выполненных с такой тщательностью и так уверенно». Ни один из видов искусств так тесно не связан с геометрией, как архитектура. «Окружающий нас мир – это мир геометрии чистой, истинной, безупречной в наших глазах. Все вокруг – геометрия. никогда мы не видим так ясно таких форм, как круг, прямоугольник, угол, угол, цилиндр, шар, выполненных с такой тщательностью и так уверенно».
«Возвышенное чудо мира!» Так восторженно писал об архитектурном облике собора Св. Петра в Риме Вильгельм Генрих Ваккенродер. В самом деле, строительство каменного купола собора диаметром 42 м представляло собой сложнейшую техническую задачу. достаточно сказать, что за всю историю человечества построено только 4 сооружения, имеющих каменный купол диаметром более 40 м! «Возвышенное чудо мира!» Так восторженно писал об архитектурном облике собора Св. Петра в Риме Вильгельм Генрих Ваккенродер. В самом деле, строительство каменного купола собора диаметром 42 м представляло собой сложнейшую техническую задачу. достаточно сказать, что за всю историю человечества построено только 4 сооружения, имеющих каменный купол диаметром более 40 м!
История строительства и дальнейшего существования собора полна драматических событий. Так, в 1740 ., через 150 лет после сооружения купола, некоторые трещины, неизбежно возникающие в кладке, расширились до угрожающих размеров. История строительства и дальнейшего существования собора полна драматических событий. Так, в 1740 ., через 150 лет после сооружения купола, некоторые трещины, неизбежно возникающие в кладке, расширились до угрожающих размеров. Это событие стимулировало новые теоретические исследования. История собора Св. Петра в Риме убеждает в том, что зодчество представляет собой сложный узел научных, технических и эстетических проблем.
Конструкция древнеегипетской пирамиды является самой простой, прочной и устойчивой. Вес каждого верхнего блока пирамиды по всей поверхности передается нижним блокам. Форма пирамиды представляет полное единство с ее конструкций. Однако такая конструкция не создает внутреннего объема и, по существу не является архитектурной конструкцией. Конструкция древнеегипетской пирамиды является самой простой, прочной и устойчивой. Вес каждого верхнего блока пирамиды по всей поверхности передается нижним блокам. Форма пирамиды представляет полное единство с ее конструкций. Однако такая конструкция не создает внутреннего объема и, по существу не является архитектурной конструкцией.
Простейшей и древнейший архитектурной конструкцией является стоечно – балочная система. ее прототипом был дольмен – культовое сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней, на которые наши предки водрузили третий горизонтальный камень. Разумеется, стоечно - балочная конструкция проигрывала пирамиде в устойчивости и распределении веса, но она позволяла создавать внутренние объемы. главным недостатком такой конструкции было то, что камень плохо работает на изгиб. Каменный брус сечением 10х10 см и длиной 1м 34см обламывается под собственным весом. Вот почему в храме Амона в Карнаке мы видим такой лес колонн. на рисунке изображен Храм Амона в Карнаке
Комплекс Стонхендж. Развитие стоечно-балочной конструкции.
Это свойство камня и дало жизнь новой архитектурной конструкции-арке, а затем своду. Арочно-сводчатая конструкция позволяла римлянам возводить гигантские сооружения. Это амфитеатр Флавиев. и наконец вершина древнеримского искусства – пантеон - храм всех богов. В «классе каменных куполов» 43 – метровый купол пантеона в истории зодчества остался недосягаемым. Это свойство камня и дало жизнь новой архитектурной конструкции-арке, а затем своду. Арочно-сводчатая конструкция позволяла римлянам возводить гигантские сооружения. Это амфитеатр Флавиев. и наконец вершина древнеримского искусства – пантеон - храм всех богов. В «классе каменных куполов» 43 – метровый купол пантеона в истории зодчества остался недосягаемым. на рисунке – амфитеатр Флавиев
на рисунке – на рисунке – Храм Пантеон
Римские термы Каракаллы. Развитие арочно-сводчатой конструкции. Римские термы Каракаллы. Развитие арочно-сводчатой конструкции.
В 1889 г. к открытию Всемирной выставке в Париже как символ победоносного шествия металла в технике была построена знаменитая Эйфелева башня по проекту французского инженера Гюстава Эйфеля. Она сразу вдвое перекрыла все рекорды по преодолению высоты, взметнувшись вверх на 312,6 метра! и, конечно же, бессмертие принесла Эйфелевой башне не ее конструкция, которая сегодня кажется архаичной, а пропорциональность и гармоническое единство ее форм, т.е. как раз то, что и делает строительную конструкцию произведением. В 1889 г. к открытию Всемирной выставке в Париже как символ победоносного шествия металла в технике была построена знаменитая Эйфелева башня по проекту французского инженера Гюстава Эйфеля. Она сразу вдвое перекрыла все рекорды по преодолению высоты, взметнувшись вверх на 312,6 метра! и, конечно же, бессмертие принесла Эйфелевой башне не ее конструкция, которая сегодня кажется архаичной, а пропорциональность и гармоническое единство ее форм, т.е. как раз то, что и делает строительную конструкцию произведением.
Архитектура – удивительная область человеческой деятельности. Архитектура – удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно связаны и строго уравновешены наука, техника и искусство. Роль математики в формировании ее прочности и пользы очевидна. Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику ученого, ремесло мастера и вдохновение художника.