Урок – композиция по роману В.Лихоносова «Наш маленький Париж»
История казачества на страницах романа «Наш маленький Париж»
«Местная история и ее памятники суть магнит, притягивающий сердце всякого к его родине, которой они так близки и со всех сторон касаются. Местный житель, кто бы он ни был, слушая рассказы об отдаленной старине своего края, проникается горячим к нему уважением и любовью: он сочувствует его бедствиям и радуется его счастью» Н. В. Калачев
«Местная история и ее памятники суть магнит, притягивающий сердце всякого к его родине, которой они так близки и со всех сторон касаются. Местный житель, кто бы он ни был, слушая рассказы об отдаленной старине своего края, проникается горячим к нему уважением и любовью: он сочувствует его бедствиям и радуется его счастью» Н. В. Калачев
Виктор Лихоносов «В какой-то миг меня заворожила мечта: написать о Екатеринодаре все так, как оно было. С этой мечтою ходил я по старым длинным дворам…» Писатель ходил по людям, по станицам, встречался с теми, кто вернулся из Парижа и жил в Краснодаре. Старался воскресить старую казачью Русь, ее быт, нравы – то, что было проклято нашей идеологией. Днями на пролет Лихоносов изучал архивы.
«Наверное, чтобы жизнь казалась полной и долгой, надо впустить в душу еще ту жизнь, которая была до нас. Тогда и умирать будешь не раньше и не позже тех, кто сейчас с нами, а вслед за теми, кого давно нет» Виктор Лихоносов
Память – это ключ к выживанию. Мы можем забыть какую-либо мелочь: имя, телефон. Но не помнить или не знать историю своего народа, своей родины – это равнозначно смерти. «Сколько в человеке памяти, столько в нем человека. Сколько памяти – столько жизни в прошлом и будущем»
"Вся история сделана казаками" Л. Н. Толстой
Краснодар, любовно прозванный кубанским писателем В. Лихоносовым “маленький Париж”, хоть и насчитывает возраст чуть более двухсот лет, имеет долгую и интересную историю, написанную славными кубанскими казаками, ставшими известными как “последнее рыцарство”. Перенесемся же на мгновения в те времена...
Краснодар поистине можно назвать колыбелью казачества. Именно казаки основали этот город и жили здесь из века в век, передавая свои традиции из поколения в поколение. Екатеринодар стал неотъемлемой частью их истории.
Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других местных народов. У казаков сложились специфические традиции и обычаи, присущие только им.
Роман талантливого советского прозаика Виктора Лихоносова охватывает огромный пласт жизни Кубани – от начала XX века до наших дней. Поэтому в «Нашем маленьком Париже» есть все – и Петербург с пышными приемами казачьих депутаций императором и членами императорской семьи, и Царское Село, и празднества, связанные с историей казачества, и российские юбилейные торжества, и Гражданская война, и нелегкая жизнь в эмиграции, а также военная и будничная жизнь казаков в солнечном Екатеринодаре.
История хранит множество дат и имен, связанных с Кубанским казачеством. А историю хранят сохранившиеся памятники. В «маленьком Париже» можно не только увидеть «каменных старожилов», но и роскошные здания и гостиницы. Конечно, не многое дожило до нашего времени. Очень большое количество памятников было разрушено, и на их месте построено новое.
Краснодар, потеряв свое историческое имя, роскошные памятники и многоглавые церкви, сохранил сам дух казачьего города. И с уверенностью его можно назвать самым значимым для истории казачьего края памятником.
И в самом городе можно увидеть сохранившийся до наших дней дом атамана Ф. Бурсака
Свято-Георгиевский храм
И сегодня «застывшая музыка» камня живет, волнует взор. И все же одним из главных памятников казачества я считаю роман Виктора Лихоносова «Наш маленький Париж», в котором отражена вся эпоха Кубанского казачества.
Лихоносов пишет не только о казаках на Кубани, но и о тех, кто покинул Россию после расказачивания. В эмиграцию уехало очень много казаков, одни из них были Дементий Бурсак с его тетей и Петр Толстопят со своей женой. Очень трудно было жить в дали от дома. Очень сильно хотелось вернуться. И это желание не проходило на протяжении всей эмиграции, которая длилась не один десяток лет. Каждый без исключения молил: «Дай, боже, чтоб под этим флагом мы собрались в родной Кубани»
Собрались казаки под флагом Кубани, как этого хотел Лихоносов… Собрались… Современное кубанское войско – это около 10 000 казаков. Это казачьи школы, кубанский казачий хор, это казачьи заставы, это возрождение казачьих традиций… Это возращение истории.