Владимир Маяковский1893 - 1930
Тема урока: «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
Цели урока:1. Знакомство с необычной лирикой поэта.2. Опережающее представление о футуризме.3. Знакомство с текстом стихотворения.
О жизни и творчестве Маяковского
Родители Владимира Маяковского Отец Маяковского был лесничим, очень добрым и сердечным и вместе с тем мужественным человеком.
Родители Владимира Маяковского Мать, Александра Алексеевна, вела хозяйство и воспитывала детей. Она была и первой учительницей Маяковского.
Документ Бутырской тюрьмы
Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, Горькогои других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество.
17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА")
В 1922—1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других.
В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое открытие Америки")
В.В. Маяковский в Нью-Йорке
Маяковский сделал много записей своих стихов
Призвание – 1. Склонность к тому или иному делу, профессии.2. Дело жизни, назначение.
Стихотворение в авторском исполнении
Какие строки стихотворения формулируют призвание?
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца.Светить и никаких гвоздей – вот лозунг мой и солнца!
О каком призвании идёт речь?Что значит «светить» в контексте этого стихотворения?
Работа с текстом:1. Что такое лозунг? ( Призыв; плакат с таким призывом)2. Найдите слова-неологизмы. (горбил, златолобо, ясь, взорил, трезвонится)3. Приведите примеры разговорной лексики.
Футуризм – от англ. «будущее», тип стихотворений, отличающихся по форме, лексикой от привычных, классических произведений
Итог урока:Стихотворение построено как описание разговора поэта с Солнцем. Но даже использовав фантастический приём, поэт как будто доказывает, что это – реальный факт.Жара, пекло, тяжёлая работа – вот исходное состояние, за ним следует взрыв: поэт бросает Солнцу вызов и оно приходит к нему. У обоих тяжёлая работа, но есть главное: поэт и светило противостоят тьме. Работа тяжёлая, но люди не могут жить без света. Поэтому оба они обязаны выполнять эту работу. Отсюда и бескомпромиссный лозунг в конце стихотворения.
Домашнее задание:1. Выразительно прочитать стихотворение.2. Читать статью учебника (с.351 – 352).3. Наизусть «Гимн обеду»