Владимир Владимирович Маяковский! Выполнила: Климчук ЕленаМОУ Первомайская СОШ
Детство. В.В.Маяковский родился 7 июля 1893 года в Закавказье, в Западной Грузии в селении Багдади, в семье лесничего.Род Маяковских вел происхождение от вольных казаков Запорожской сечи.Бабушка Володи приходилась двоюродной сестрой известному писателю Г.П.Данилевскому. В свою очередь род Данилевских имел общие корни и пересечения с родословными Гоголя и Пушкина.От отца Володя унаследовал неповторимый по тембру «бархат голоса».Володя умственно и физически развивался быстро, опережая сверстников. Он обладал хорошей памятью.
Гимназия. Революция в Кутаиси (1893-1906). В 1902 году Володя Маяковский был принят в подготовительный класс кутаисской мужской гимназии. В этой гимназии он проучился четыре года.Учение давалось легко, оставалось время и на игры. Как-то само собой выявилось любимое занятие-рисование. Старшая сестра в Кутаиси брала уроки рисования у художника С. П. Краснухи. Она показала ему рисунки брата. Художник заинтересовался способностями Володи и стал заниматься с ним бесплатно. В семье стали привыкать к мысли, что Володя по примеру сестры будет художником. Маяковский отличался какой-то своеобразной застенчивостью. Это объяснялось тем, что Володя в детстве выглядел года на два старше своих лет. И дружил с более старшими ребятами. 1914-1915-й годы, время дерзких выступлений публичных выступлений Маяковского и его товарищей-футуристов. Горький, послушав выступления , сказал: «Зря разоряется по пустякам! Какой талантливый.» Гимназист Маяковский во время революции участвовал в манифестах, демонстрациях.В1906 году в феврале умер отец поэта. Семья осталась без денег и все уехали в Москву. Маяковскому исполнилось 13 лет.
Москва: Революция и искусство (1906-1911) Москва встретила Маяковских не особенно ласково.«Квартиренки» подешевле да попроще, семейству Маяковских пришлось в эти годы менять не однажды. Володя перевелся в четвертый класс Пятой московской гимназии. Он начинает посещать социал-демократический кружок. Получает партийную конспиративную кличку «Константин». В 1908-1909 годах один за другим следуют три ареста Маяковского. Весной 1908 г., чтобы из-за политических арестов не получить «волчий билет» без права дальнейшей учебы, Маяковскому пришлось «по состоянию здоровья» уйти из гимназии. В августе 1908г. М. поступил в подготовительный класс Строгановского училища, где занимался до лета 1090г. В июле 1909г. Был арестован в третий раз. По выходе в январе 1910 г. Из тюрьмы, партийную работу решил не возобновлятьВ августе 1911 г. он сдал экзамены в Училище живописи и был принят сразу в фигурный класс.Между тем поэзия, поэтическое творчество вновь постепенно начинают овладевать Маяковским.
«Первое профессиональное, печатаемое». Первая любовь.(1911-1916) В сентябре 1911 года для продолжения своего образования в Училище живописи поступил Д.Д. Бурлюк. Это был литератор достаточно зрелый. Весной 1912 г. произошло сближение Маяковского с Бурлюком. Складывается и начинает активно о себе заявлять группа единомышленников, провозгласивших новое направление в искусстве – футуризм. К началу осени 1912 г. у М. появились «первые печатаемые» стихи – «Ночь» и «Утро». 17 ноября 1912 г. – первое публичное чтение М. стихов в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге. 20 ноября – выступление с докладом «О новейшей русской поэзии» в Троицком театре миниатюр. В декабре вышел сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу. В защиту свободного искусства». В выходящих затем в 1913 – 1914 г. футурис-х альманахах «Садок судей – 2» «Требник троих» и др. публикуются бунтарские манифесты.М. по возрасту был младше своих ближайших друзей – футуристов: Бурлюков, Хлебников, Каменского, Крученых. Но он уже вскоре стал признанным лидером группы. Между тем его первые стихи, вся его «поэтическая практика» явно не соответствовали тому подчеркнуто жизнеутверждающему и «сильному» искусству, которые демонстративно провозглашали футуристы в своих напористых манифестах.
Ранний М. – это поэт города. Пейзаж в его стихах – это почти весь городской пейзаж. Тема города стала центральной и в стих-е «Ночь». Вообще стихи М. 1912 – 1916 г., кажется, писаны прямо на городской улице. Заглавия стихов тех лет говорят сами за себя: «Уличное», «Из улицы в улицу», «Вывескам» и т.д. С марта 1913 г. М. становится частым гостем дома своего товарища по Училищу Живописи Льва Жегина(Шехтеля). Здесь М. знакомится с сестрой своего товарища Верой Федоровной. Она и стала его первой, юношеской любовью. Родители Веры не одобряли ее увлечения футуристом с сомнительной, скандальной славой. М., дворянин и джентльмен не настаивал. Но их добрые и теплые отношения остались на все жизнь. К этому времени, лету 1913 г., относится стих – е «Любовь» - первое произведение молодого поэта о любви. Его образы намеренно туманны, усложнены. Там же в Кунцеве родился замысел первой крупной вещи М. – трагедии «Владимир Маяковский».
В декабре 1913 – 1914 г. М. и его товарищи предпринимают поездку по городам России, задуманную как поэтическое турне футуристов. 21 февраля 1914 г. Совет московского Училища живописи постановил исключить М. и Бурлюка. Газеты сообщили об этом под заголовком: «Репрессия против футуристов». В марте 1914 г. Вышел сборник «Первый журнал русских футуристов» с четырьмя новыми стихами М. Среди них стих «Послушайте!». Стих-е строится как взволнованный монолог лирического героя, ищущего ответ на жизненно важный для него вопрос. Осенью в печати появилась еще одна лирич. миниатюра поэта – «Скрипка и немножко нервно». В стих – е возникает лермонтовский мотив поиска и невозможности найти родственную душу. В 1915 г. Публикуется в журнале «Новый Сатирикон» стих-е «Кое-что по поводу дирижера». Это сатира, но рыдающая сатира, это смех, похожий на плач. Лирический герой М. дореволюционных лет одновременно ощущает себя и одиноким, затерянным в толпе, и исключением из толпы, человеком завтрашнего дня.
М. и Брики. Трагедия поэта!(1915-1923) В салон Бриков в Петербурге М. привела его московская знакомая Эльза Каган. Лиля Юрьевна Брик была ее старшей сестрой. К футуристам они в то время относились негативно. С появлением М. квартира Бриков стала настоящим литературным салоном. В начале 1917 г. На квартире Б. было основано Об-во по изучению проблем поэтического языка. Между тем бурно развивался и роман М. с Лилией Юрьевной. Весной 1916 г. М. написал ей стих-ное послание – «Лиличка! Вместо письма». Это – полное драматизма лирическое любовное послание. В декабре 1917 г. М. переезжает в Москву. Но с июля 1918 г. по февраль 1919 г. М. вновь большую часть проводит в П. С марта 1919 г. М. – вновь и окончательно в Москве. В это время переезжают в Москву и Брики. С конца 1921 г. по февраль 1922 М. работает над поэмой «Люблю».В 1915-1923 годах М. в той или иной форме посвятил свой «музе», Л. Брик. Между тем, само двусмысленное положение «штатного любовника замужней дамы» не привело ни к чему хорошему. Далее и начинается подлинная трагедия поэта. Иным становится сам характер творчества поэта. Любовные сюжеты появляется у М. лишь в аллегорических, фантастических формах.
Поэтохроника революции(1917-1927). Свержение царизма, Февральскую революцию – поэт воспринял с энтузиазмом, как начало воплощения мечтаний о переделке мира. Сам замысел соц. Революции был для М. реализацией идей, за которые он, «товарищ Константин», уже отсидел свои « 11 бутырских месяцев» в 1908-1909 годах. Поэт испытывает явный прилив творческих сил. В эти дни он начинает писать поэму «Революция». Поэт стремится дать «героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи», вылившееся в 1918 г. в пьесу «Мистерия – буфф». Образ коммуны и образ России – родины сливаются в одно целое в знаменитом «Левом марше». Весной 1918 г. М. пишет «Оду революции» - документ, свидетельствующий об острейшей политической и литературной борьбе того времени и о личном мужестве поэта. Продолжением маяковской «поэтохроники» революции становятся многочисленные произведения гражданской лирики, поэмы «Владимир Ильич Ленин»(1924), «Хорошо»(1927). Все поэмы начинаются с характерного слова – время.
Созидающая сатира поэта(1921-1930). С 1921-1922 г. Сатирические и юмористические мотивы в творчестве М. постоянно усиливается. С этим явлением поэт боролся все жизнь. В эти годы острые, злобные сатирические произведения поэта печатаются в газетах, журналах. В марте 1922 г. В газете «Известия» появляется стих-е «Прозаседавшиеся». Сатира очень смелая, острая, нелицеприятная. Появляются стихи «Строго воспрещается», «Взяточники», «Фабрика бюрократов», «Искусственные люди»-1926г., «Бумажные ужасы», «Общее руководство для начинающих подхалим»-1927г. В 1928 г.- « Трус», «Помпадур», «Плющкин», «идиллия», «Халтурщик», «Столп», «Подлиза», «Сплетник», «Ханжа», «Служака», «Мразь».
О поэте и поэзии. Осознав себя русским национальным поэтом, М., как и его великие предшественники, не мог не задуматься, не мог не писать о роли поэтического слова, о месте поэта в жизни. В своих стихах М. не просто говорит о высоком назначении поэзии, но немало времени уделяет и тому, при каких условиях поэзия может оправдать это высокое назначение. М., начинавший творческую жизнь как участник группы футуристов, говорил «мы футуристы» до последних дней жизни. Но для М., поэта, писателя, главным в слове футуризм, как и в иных более поздних словах – определениях его литер-ой группы был именно прямой смысл, обращенность к будущему, борьба с застоем, революционность искусства. Летом 1920 г. М. пишет одно из своих ярких стих-ий о поэзии – «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Поводом для создания стих-я «Юбилейное»(1924) явилась 125-я годовщина со дня рождения А.С.Пушкина. Последним развернутым словом М. о писательском деле, подведением поэтических итогов стала поэма «Во весь голос»(1930).
Полпред стиха (1922-1929). Слова «полпред стиха» - из стих-я «Вызов»(1925), одного из стихов цикла об Америке. Цикл родился в результате путешествия в 1925 г. через Атлантический океан в станы Западного полушария. Это была самая длинная, почти полугодовая поездка М. за рубеж. Здесь , в Америке М. встретил и полюбил женщину – Элли Джонс, из русских немцев. Все время пребывания М. в Америке они были вместе. Не простым было их расставание. Они уже знали, что у них скоро будет ребенок. М. уезжает домой, а 15 июня 1926 г. у М. и Элли Джонс в США родилась дочь Хелен – Патриция. Сохранилась (не полностью ) переписка родителей. Осенью 1928 г. Элли Джонс с дочерью приехала во Францию, в Ниццу. В октябре во Франции был и М. В 20-х числах октября в Ницце поэт впервые увидел свою двухлетнюю дочь. М испытывает целый поток эмоций. Он стал отцом! Впервые со времени поэмы «Люблю» поэт вновь открыто возвращается к любовной лирике. Делает здесь же , в Ницце, первые, но важнейшие, ключевые наброски, составившее вскоре поэтическую дилогию «Писем» из Парижа: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»(1928) и «Письмо Татьяне Яковлевной»
В конце 1928 г. М. возвратился в Париж. Элли Джонс с дочерью остались в Ницце. В парижской суете поэт не забывает отправлять теплые послания «двум милым Элли». Но судьба и история распорядилась так, что их новая встреча не состоялась…Живущая в Париже сестра Лили Брик Эльза Триоле в эти дни познакомила М. с молодой парижанкой Татьяной Яковлевной. 8 декабря 1928 г. М. возвратился из Франции в Москву, 14 февраля 1929 г. Вновь выехал в Европу. Поездка в Ниццу оказалась трагически неудачной – «две милые Элли» как раз в эти дни уехали на экскурсию с соседнюю Италию…Февраль – апрель 1929 г., проведенные во Франции, оказались последним зарубежным путешествием М. Уезжая из Парижа, поэт предполагал осенью приехать сюда вновь. Но эта поездка не состоялась.
СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ! В мае 1929 г., вскоре после возвращения М. из поездки во Францию, его познакомили с актрисой Вероникой Полонской. Познакомили же поэта с актрисой Брики. Не исключено, что знакомство это было обдуманным – чтобы отвлечь М. от ставшего им известным намерением якобы жениться на Т. Яковлевне. Вероника Полонская, молодая , красивая актриса была замужем и представлялась Брикам подходящей кандидатурой для «легкого флирта»М. , не угрожающего его уходом из их «семьи». В начале 1930 г. М. вступает в писательский жилищно-строительный кооператив и просит поскорее предоставить ему отдельную квартиру, подальше от Бриков, до их возвращения из-за границы. Они возвращаются, выезжают… 12 апреля 1930 г. – этой авторской датой помечено предсмертное письмо М., озаглавленное «Всем»: «В том, что я умираю, не вините никого…» В нем , обращаясь к «Товарищ Правительству», поэт просит устроить «сносную жизнь» его «семье».
Называет среди членов, наряду с матерью, сестрами - Веронику Полонскую. 13 апреля М. и Полонская увиделись на вечеринке у писателя Валентина Катаева. Поэт нервничает, обменивается с Полонской записками, ведет себя не очень тактично. Утром 14 апреля М. заехал за Вероникой перед репетицией к ней домой и привез к себе на Лубянский проезд. Поэт просит ее остаться у него вот здесь, сейчас. Не уходить…Полонская все же уходит. И слышит выстрел. Все. Маяковского не стало. Такова канва последних событий на «личном» фронте. Но были и другие события. В последние годы жизни М. его пламенность, бескомпромиссность начинали заметно раздражать литературных обывателей, привыкших к тихой жизни. К концу 1929-1930 году о М. стали высказываться скептически, с насмешкой. Раздумывая в эти дни о пройденном пути в искусстве, поэт приходил к выводу о мелочности и ненужности всяких споров на фоне задач творческой работы.Корней Чуковский однажды верно заметил: «Быть М. трудно». Маяковский жил и умер как поэт. Свыше 150 тысяч человек пришло попрощаться с Маяковским. Эта смерть потрясла современников как извержение вулкана.