В чём истинная красота человека? (по рассказу "Русский характер" Толстого А.Н.) Подготовила Буторина И.Р. Учитель русского языка и Литературы МОУ Гимназия №2 г. Раменское Московской области
Произведение А. Толстого "Русский характер" имеет подзаголовок "Из "Рассказов Ивана Сударева". Таким образом, автор использует прием "рассказ в рассказе", в котором о русском воине читателю поведал его друг, такой же солдат. И хотя действие происходит в начале сороковых, в центре внимания оказываются не доблестные подвиги главного героя, а то, что произошло с ним после тяжелого ранения. Задача автора - показать, насколько могуч и удивителен характер русского человека.
Цикл состоит из семи коротких историй, объединённых : 1.одной темой (изображение Великой Отечественной войны), 2.одной идеей (описание героизма советских людей), 3.одним рассказчиком (бывалый кавалерист Иван Сударев). «Русский характер» — последнее (7 мая 1944 года) значительное произведение А.Н. Толстого — входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева».
Как вы понимаете смысл этих строк? Какое отношение они имеют к рассказу Алексея Толстого «Русский характер»? А если это так, то что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.А.Заболоцкий
Как вы поняли, что входит в понятие Русский характер? «мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере» «Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни».
Русский характер Скромность Чувство собственного достоинства Патриотизм Героизм жалость и настоящая сыновняя любовь Жертвенная любовь «Пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати — эту занозу он из сердца вырвет». внутренняя красота (душа и мысли) душевная щедрость Русский характер
Завязка сюжета — ранение Егора в бою под Курской дугой.
Кульминационной сценой является его приезд домой после госпиталя. «Егор Дрёмов, глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно её испугать. Нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо».
Замечая мельчайшие детали, Мария Поликарповна как будто начинает подозревать правду: гость без приглашения сел как раз на то место, где всю жизнь сидел сын, и его движения во время еды были вроде бы знакомы: «И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо её болезненно задрожало».
Не осмелился Егор признаться и невесте Кате: «Она подошла близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась». Этот испуг девушки (Егор подумал, что её ужаснуло его страшное лицо-маска) стал последней каплей; герой твердо решил не открываться и уехать как можно скорей.
Какое чувство испытывал Егор после ухода из родного дома?
Идея рассказа проясняется благодаря кольцевой композиции и в начале, и в конце произведения помещаются рассуждения о красоте человеческого характера, которую автор видит в поступках каждого героя: Егора Дрёмова, его родителей, невесты, водителя танка Чувилёва, рассказчика Ивана Сударева.
«Мама, здравствуй, это я!..» И вижу — маленькая старушка припала к нему на грудь. Оглядываюсь, тут, оказывается, и другая женщина, Даю честное слово, есть где-нибудь еще красавицы, не одна же она такая, но лично я — не видал. Он оторвал от себя мать, подходит к этой девушке, — а я уже поминал, что всем богатырским сложением это был бог войны. «Катя! — говорит он. — Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого...» Красивая Катя ему отвечает, — а я хотя ушел в сени, но слышу: «Егор, я с вами собралась жить навек. Я вас буду любить верно, очень буду любить... Не отсылайте меня...» Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота.
Мать всё-таки догадывается, что приезжий офицер был её сыном. Отец считает, что раны, полученные на поле боя за свободу Родины, только украшают солдата. Катя Малышева вместе с Марией Поликарповной приезжает в полк навестить Егора и этим поступком доказывает без лишних слов свою любовь и верность жениху. Такая счастливая развязка сюжета утверждает идею о первостепенности внутренней, а не внешней красоты человека.