Урок литературы в 5-ом классе Презентацию подготовила Михальчик Людмила Давыдовна , учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ № 126» г. Барнаула Алтайского края2011г.
Литературоведческая разминка 1.Наиболее общие , повторяющиеся в произведениях особенности изображения действительности получили названия …. литературных родов2.Литературные роды делятся на … три группы3.Произведения, в которых автор как будто смотрит со стороны на изображаемые события, людей, не вмешиваясь в происходящее, относятся к… эпическим4.Произведения, в которых передаются мысли, раздумья, настроения автора , вызванные окружающим миром, жизненными впечатлениями , относятся к …лирическим5.Произведения, предназначенные для постановки на сцене, в которых жизнь изображается через поступки и слова действующих лиц, относятся к … драматическим
Любите ли вы театр? Театр… В представлении многих – это красочное действо, декорации, бархатный занавес и, конечно, герои.
Театры нашего городаАлтайский краевой театр драмы имени В. М. ШукшинаТеатр кукол « Сказка»Театр Музыкальной комедии
Зачем мы идём в театр?
Прав ли был Шекспир , когда утверждал , что «жизнь - театр, а люди в нем актеры»?Весь мир — театр.В нем женщины, мужчины — все актеры.У них свои есть выходы, уходы,И каждый не одну играет роль.
Эмблема театра – маски. Их всего две. Черная и белая. Смех и слезы.
Тема урока Драма как род литературы.Т.Г. Габбе « Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах»: комментированное чтение афиши
Цели урока: дать понятие драмы и её жанров;выявить художественные особенности драматического произведения;заинтересовать учащихся драматическим родом литературы;подготовить учащихся к восприятию пьесы Т.Г. Габбе «Город Мастеров …»;воспитывать любовь к театру
Чтение статьи учебника-хрестоматии « Что такое драма» с. 174-176 Что означает слово « драма»?Кто такой персонаж?Что происходит со временем в драме?Что такое реплика? На что похож обмен репликами между персонажами?Как в драматическом произведении может проявляться автор?Что помогает зрителю и читателю понять, где происходит действие?Чем драма отличается от рассказа, повести, литературной сказки?Какими качествами должен обладать читатель пьесы?
Художественные особенности драмы 1.Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене.2.Главную мысль высказывает один из персонажей.3.Драматург непосредственно проявляется в произведении в ремарках.4.Речь персонажей- основное средство их характеристики.5.Важную роль в драме играет художественное пространство, которое бывает представлено на сцене декорациями.6.Художественный мир драмы может быть жизнеподобным и фантастическим.7.Драматическое произведение имеет особую композицию8.В драме как роде выделяются жанры: драма, комедия, трагедия, пьеса-сказка, феерия и т.д.9.Драматические произведения бывают в стихах и прозе.10.Главным соавтором драматурга является режиссёр, который ставит спектакль, важную роль в раскрытии замысла автора играют актёры.
Знакомство с автором пьесы.Из воспоминаний Лидии Корнеевны Чуковской Тамара Григорьевна Габбе , драматург и фольклористка. Наибольшую известность приобрели ее детские пьесы «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах», «Хрустальный башмачок», « Авдотья Рязаночка ».
Из её фольклористских трудов самый значительный — книга «Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи».
« Всю жизнь, уже и после ухода из Государственного издательства, она оставалась редактором — наставником писателей. В литературе, к сожалению, не проявился ее главный талант: она была одним из самых тонких знатоков русской поэзии, какого мне случилось встретить за всю мою жизнь» (Лидия Чуковская. Записки об Анне Ахматовой).
После войны жила в Москве. Последние годы была неизлечимо больна. Скончалась 2 марта 1960
Комментированное чтение афиши
Словарная работа Наместник- глава наместничества (административное объединение).Старшина- лицо , руководящее делами какой- нибудь сословной организации, профессионального объединения.Цех- сословная организация ремесленников одной профессии.Бургомистр –глава городского управления.Герцог –титул высшего дворянства или владетельных князей в Западной Европе , а также лицо ,имеющее этот титул.
И вот занавес поднимается , На сцене действие начинается…
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал (а)…Закончите предложение.
Домашнее задание Прочитать пролог пьесы « Город Мастеров…»Подготовить чтение по ролям первого действия ( групповое задание).Индивидуальное задание ( по желанию) нарисовать герб города Мастеров.
Спасибо за урок!
Использованные ресурсы : Интернет-ресурсы: шаблон презентации ,фотографии – Яндекс.http://www.centerbooks.ru/index.php?fv=%C5%E2%E3%E5%ED%E8%E9%20%D8%E2%E0%F0%F6&fld=
Использованные ресурсы : В мире литературы. 5 класс. В 2 частях . Часть 2. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор- составитель А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева , А.К.Киселёв .М. Дрофа, 2007. А.Г. Кутузов .Как войти в мир литературы.5 класс. Методические рекомендации для учителя. Москва. Дрофа,2007Литература.5 класс: Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова. Составитель Л.М. Серёгина . Волгоград. Учитель, 2006С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка . Москва, 2001
Драма как род литературы . Т.Г. Габбе « Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах»: комментированное чтение афиши Презентацию подготовилаМихальчик Л.Д. , учитель русского языка и литературыМОУ « СОШ № 126» г. Барнаула