© МОУ сош №80 с углублённым изучением английского языка© ГОУ Институт развития образования «Создание школьной газеты»(элективный курс) Авторы: Тетерина Ольга Валентиновна Иванова Елена Валерьевна Иванова Марина Александровна Ярославль - 2004 год
Аннотация Место курсаКонцепция курса. Цели.Формы организации учебных занятий.
Место курса Элективный курс «Создание школьной газеты»является предметом по выбору учащихся 9-х классов. Он рассчитан на 35 часов, которые проводятся в течение полугода (по 2 часа в неделю)Курс позволяет учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии.
Концепция курса Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий , которые позволяют каждому учащемуся создавать личностно значимую для него продукцию: презентации, публикации, веб-сайты. Цели курса
Образовательные цели: познакомить учащихся со структурой редакционной коллегии газеты, с особенностями работы журналиста;умение работать в разных жанрах публицистики (заметка, репортаж, очерк, фельетон и др.);научить исправлять языковые ошибки, редактировать текст заданного жанра, трансформировать текст по заданным параметрам, четко и лаконично излагать свои мысли устно и письменно; совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска информации, оформления заметок и вёрстки газеты.
Развивающие цели: формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;развивать навыки самостоятельной работы с большими объёмами информации и формировать умение видеть проблему и намечать пути её решения;совершенствовать навыки работы в команде;способствовать эстетическому развитию учащихся
Воспитательные цели: формировать самооценку, критическое мышление, позитивное отношение к окружающей действительности; воспитывать любовь к Родине;способствовать осознанному выбору будущей профессии;формировать этические нормы поведения (авторское право) формировать компетентности в сфере социально-трудовой деятельности
Формы организации учебных занятий Изучение нового материала носит cопровождающий характер. К организации учебных занятий привлекаются учителя информатики, русского языка и литературы, обществознания, изобразительного искусства, экономики.Единицей учебного процесса является блок уроков – модуль.
Модули курса Создание школьной газеты
Основополагающий вопрос: Как создаётся газета, и под силу ли это нам?
Проблемные вопросы учебной темы: Какова роль газеты в жизни человека?Кто делает газету? (структура издательства)Что? Где? Когда? (поиск информации)Журналист – это писатель? (основы публицистики)Свобода печати или цензура? Вёрстка – легко или сложно?Кто наш читатель?
Темы исследований учащихся: Какова роль газеты в жизни человека? (эссе)Структура издательства. Поиск информации, посещение редакции Ярославской газеты. (Презентация)Исследование языкового облика газеты. (Буклет) Дизайн в оформлении газеты. Выбор оптимального варианта для школьной газеты. (Макет газеты)Свобода слова. Закон и действительность. (Презентация)Поиск наилучшей среды для верстки газеты.(Отчёт о существующих издательских программах)Маркетинговые исследования. Формы рекламы, опрос читателей, поиск злободневных тем.
Структура УМП 1. Описание УМП2. Образец презентации учащегося 3. Критерии оценки презентации учащихся.4. Образец публикации учащихся (буклет)5. Критерии оценки публикации учащихся.6. Образец Web-сайта учащихся7. Критерии оценки Web-сайта.8. Ссылки на информационные ресурсы9. Методические материалы
Информационные ресурсы: Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «информатика»/ Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров.—М.: Вита-Пресс, 2004г. -112с.Введение профильного обучения. ГОУ ЯО ИРО, 2004г. (материалы на CD-Rom)Голуб И. Б. Стилистика русского языка.— М.: АЙРИС -пресс, 1997. — 448с.Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка.— М.: АЙРИС -пресс, 1997. — 234с.Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.—М.: Международные отношения, 1993.—281с.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.— М.: Просвещение, 1988. —208с. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 1983. —224с. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7—8 кл.) / Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.— М.: Просвещение, 1990.—176с.http://www.gramma.ru/1.php?ir=0&ip=8&id=16# - теоретический материал «публицистика» http://www.gramota.ru/expertiza.html - Справочно – информационный портал «Русский язык» http://peremenka.nm.ru/about.html - газета «Переменка» http://www.sch2.ru/gazeta/index.htm - Второшкольная газета (пример Интернет-газеты) http://vologda-smi.narod.ru/print_manual.html - пособие «Как мы делаем газету» http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/index.shtml – теория и практика журналистики