Слово о полку Игореве Выполнила: учительница МОУ «Аминевская СОШ» Кульмухаметова Маулида Батыровна Урок литературы в 9 классе.
Цели Дать учащимся основные представления об истории создания величайшего памятника Древней Руси «Слово о полку Игореве» Развивать познавательную активность Воспитать любовь к Отчизне, Родине
литература В.Я.Коровина Учебник-хрестоматия для 9 класса М.: «Просвещение» 2005 г. В.Я.Коровина Литература 9 класс: Метод. Советы М.: «Просвещение» 2004 г. В.И.Охотникова «Древнерусская литература 5-9 классы» М.: «Просвещение» 2005 г.
Эпиграф Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово, Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого?
Ход урока I.Проверка домашнего задания: Беседа по вопросам: Когда и как начиналась русская литература? Каковы ее первые произведения? Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю?
» Викторина «Узнайте по отрывку произведение и определите его жанр» -Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…
-Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел. И вот случилось так, что дьявол, искони ненавидящий род человеческий, вселился в летающего змия и стал прилетать к жене князя. Жене князя Павла он являлся в виде змия, всем же остальным представлялось, что сам князь сидит с женою своею. Жена не утаила от мужа, что случается с нею, и рассказала ему все.
Ответы на вопросы викторины Поучение, повесть, летопись Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях. Повесть как правило повествует о важных исторических событиях.
Изучение нового материала «Слово о полку Игореве» считается самым известным, значительным и художественно совершенным произведением древнерусской литературы. Это произведение относится к жанру летопись. Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.
Знакомство со «Словом о полку Игореве» Выразительное чтение учителем начала древнерусского текста. Знакомство с прозаическим(Д.С. Лихачев) и стихотворным переводами этого же отрывка Н. Заболоцкого.
История открытия «Слово о полку Игореве» Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”. В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес. В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II. В основу “Слова…” положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.
Положение Руси в 12 веке
В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское– всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, и совершали опасные набеги на Русь. 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал.
композиция Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и прошлом Русской земли. Звучит музыкальный фрагмент “Вступление” в исполнении М. Северского.
Далее автор рассказывает о сборах Игоря и брата его Всеволода в поход. Соучастницей происходящего является природа. Далее автор рассказывает о сборах Игоря и брата его Всеволода в поход. Соучастницей происходящего является природа.
Столкновения Игоря Первый бой –победа Сон Второй бой – поражение
Беседа по вопросам Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана лаконично, а вторая пространно. Почему? - Каковы для Руси последствия поражения Игоря? - Какие образы помогают передать чувства горечи и печали? - Куда действие переносится во второй части?
Золотое слово Святослава Как он узнал о поражении Игоря и Всеволода? - Как он относится к случившемуся? - “И тогда великий Святослав // Изронил свое златое слово…” В чем суть его?
Плач Ярославны Плач Ярославны открывает третью часть поэмы. От последствий похода страдает не только Родина, но и близкие люди. Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнакомой”. Природа помогает ему в пути на родину.
Заключение Понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю. В зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое повествование «От старого Владимера до нынешнего Игоря. Излагая историю несчастного похода на половцев князя Игоря, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего Времени»- постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим.
Домашнее задание Выпишите художественно- выразительные средства. Нарисуйте словесную картину битвы.
благодарю за внимание!