В начале 90-х годов XVIII столетия А. И. Мусин-Пушкин, знаток русской древности, приобрёл в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник. В начале 90-х годов XVIII столетия А. И. Мусин-Пушкин, знаток русской древности, приобрёл в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник. В этой книге среди других текстов он обнаружил великолепный памятник древнерусской литературы.
В 1800 году поэма была издана. В 1800 году поэма была издана. Чудесная находка вызвала большой интерес. В 1812 году, во время пожара Москвы, редкостная книга, принадлежавшая Мусину-Пушкину, к несчастью, сгорела. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия «Слова...», выполненная для Екатерины II.
В 70-х годах XII века участились половецкие набеги па Русь, они превратились в «рать без перерыва». Перед лицом грозной опасности удельные князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников. В 70-х годах XII века участились половецкие набеги па Русь, они превратились в «рать без перерыва». Перед лицом грозной опасности удельные князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников.
В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей. В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей.
В 1185 году против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя — Игорь Новгород-Северский. В 1185 году против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя — Игорь Новгород-Северский. Он двинулся на половцев с небольшим войском. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину. Сам предводитель похода был взят в плен. Осмелевшие кочевники, которым Игорь, по словам летописца, «отворил ворота», вновь напали на Русскую землю, предавая её огню и мечу.
Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаём об этом из двух древних летописей — Лаврентьевской и Ипатьевской. Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаём об этом из двух древних летописей — Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения. Князь вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах, причинил много страданий Русской земле.
В построении художественного произведения раскрывается авторский замысел. В построении художественного произведения раскрывается авторский замысел. «Слово...» состоит из вступления, трёх частей и концовки.
Автор вспоминает вещего певца Бояна. Автор вспоминает вещего певца Бояна. Прославляя воинские подвиги русских князей, Боян мыслью уносился под облака. Создатель «Слова…» не хочет, подобно Бояну, предаваться безудержному полёту пылкой фантазии. Он подчиняет изложение событий своему замыслу, стремясь рассказать людям суровую правду.
изображены две битвы Игоревой дружины с половцами. Русские разбили половцев: изображены две битвы Игоревой дружины с половцами. Русские разбили половцев: «Съ зарания въ пятокъ потопташа поганыя плъкы половецкыя...» («Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки...»).
Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Описание кровопролитного сражения: «С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленыя, гримлют сабли о шеломы, трещат копиа харалужныя в поло незнаеме, среди земли Половецкыи. Чръна земля под копыты костьми было посеяна, а кровию польяна...».
Грозный шум битвы, ожесточение боя. Стойко сражаются русские воины. Тщетны, однако, богатырские усилия русских витязей: под натиском громадного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен. Грозный шум битвы, ожесточение боя. Стойко сражаются русские воины. Тщетны, однако, богатырские усилия русских витязей: под натиском громадного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен.
переносит читателя в Киев. Показан киевский князь Святослав - умудрённый опытом полководец и государственный деятель. переносит читателя в Киев. Показан киевский князь Святослав - умудрённый опытом полководец и государственный деятель.
Горько сетует Святослав на своих младших двоюродных братьев — Игоря и Всеволода. Эти отважные, но безрассудные военачальники решили: «Будем мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим!» Горько сетует Святослав на своих младших двоюродных братьев — Игоря и Всеволода. Эти отважные, но безрассудные военачальники решили: «Будем мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим!»
«Плач Ярославны» «Плач Ярославны» Евфросиния Ярославна горестно причитает в Путивле на крепостной стене, оплакивая мужа; она обращается к всемогущим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на Русскую землю. Будто услышав мольбы Ярославны, Игорь бежит из плена. Поняв свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Финал (концовка) поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу.
Расположение частей «Слова...» строго продумано. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками. Расположение частей «Слова...» строго продумано. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.
Храбрая русская дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился ожесточённый бой, когда «кровавого вина не доста» (то есть некому стало проливать кровь). Автор укоряет Игоря за то, что он «погубил богатство» и оставил «русское золото» (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой. Не случайно в конце поэмы воздаётся слава безымянным героям — дружинникам Игорю и Всеволоду. Храбрая русская дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился ожесточённый бой, когда «кровавого вина не доста» (то есть некому стало проливать кровь). Автор укоряет Игоря за то, что он «погубил богатство» и оставил «русское золото» (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой. Не случайно в конце поэмы воздаётся слава безымянным героям — дружинникам Игорю и Всеволоду.
В развитии событий «Слова...» деятельную роль играет природа. Она – живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с действующими лицами поэмы, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, проникнуты любовью автора к родине. В развитии событий «Слова...» деятельную роль играет природа. Она – живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с действующими лицами поэмы, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, проникнуты любовью автора к родине.
Величественный образ Руси. Он объемлет собой и родную природу — поля, леса, степные просторы, и русских людей, и созданные их неустанным трудом села и города. Образ родины в «Слове...» неразрывно связан с раздумьями поэта о её суровой и славной история, о её настоящем и будущем.
Рассказ о событиях переплетается в поэме с лирическими отступлениями. Рассказ о событиях переплетается в поэме с лирическими отступлениями. Это сочетание непосредственного выражения авторских чувств и мыслей (как в лирическом произведении) с изображением событий и характеров (как в эпосе) позволяет отнести «Слово...» к жанру лиро-эпической поэмы. Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в «Слове...», соответствует поэтический язык памятника. Создатель поэмы творчески воспользовался достижениями современной ему книжной литературы и с большим мастерством применил образные средства устной народной поэзии, близкой ему по духу.
В тексте произведения неоднократно встречаются народно - поэтические сравнения: В тексте произведения неоднократно встречаются народно - поэтические сравнения: битвы — с посевом, который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам недостает кровавого вина. Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человеческой жизни явлениям природы.
Старинные народно - поэтические эпитеты характеризуют изображаемый предмет (или явление), приписывая ему одно и то же свойство. Старинные народно - поэтические эпитеты характеризуют изображаемый предмет (или явление), приписывая ему одно и то же свойство. Автор «Слова...» уже не довольствуется только постоянными эпитетами. В предметах и явлениях он умеет подмечать различные свойства и выражать их разнообразными художественными определениями. Не случайно, мы встречаем в поэме такие эпитеты, как «вспугнутые лебеди» (в старинной народной поэзии обычно употреблялось определение «белые лебеди»), «серебряные берега» (в творчестве народных сказителей — «крутые берега») и т. п.
Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев.
«Слово о полку Игореве» — поэтическое обобщение чувств и стремлений народа Руси, воспринявшего поход Новгород-Северского князя как событие общегосударственной значимости. «Слово о полку Игореве» — поэтическое обобщение чувств и стремлений народа Руси, воспринявшего поход Новгород-Северского князя как событие общегосударственной значимости. Произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. И разгром Игорева войска, и тяжкие беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря — всё это изображено с целью убедить русичей, что единение общих сил необходимо. Автор поэмы уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем, сможет дать могучий отпор врагу.
«Слово...» свидетельствует о том, что накануне монголо-татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт. «Слово...» свидетельствует о том, что накануне монголо-татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт.
Писатели и поэты XIX века ( И. Козлов, В. Жуковский, А. Майков); Писатели и поэты XIX века ( И. Козлов, В. Жуковский, А. Майков); XX века( И. Новиков, Н. Заболоцкий и другие) создали многочисленные переводы и переложения «Слова...». Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников: В. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха, В. Фаворского.
Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов «Слова о полку Игореве». А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных «Слову». В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную «Энциклопедию «Слова о полку Игореве». Мотивы «Слова» можно найти у русских поэтов от Пушкина и Рылеева». Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов «Слова о полку Игореве». А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных «Слову». В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную «Энциклопедию «Слова о полку Игореве». Мотивы «Слова» можно найти у русских поэтов от Пушкина и Рылеева».
«Автор «Слова о полку Игореве» - это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. «Автор «Слова о полку Игореве» - это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX—XX веков посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намёков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого учёного трактата, этого страстного патриотического призыва к единству».
http://tco-physics.narod.ru/cl8_6/otr_10.files/slide0010.htm http://tco-physics.narod.ru/cl8_6/otr_10.files/slide0010.htm http://forum.kalmykia.ru/index.php?showtopic=8207&st=135&p=608910 http://state.rin.ru/cgi-bin/personahttp://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/obitel/ .pl?id=5183&id_subcat=6&r=0 http://www.buza.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=4707& http://www.rian.ru/photolents/20091205/196977714_11.html http://calendar.interesniy.kiev.ua/Years2.aspx?year=1807 http://www.vgd.ru/SNOSKI/h6.htm http://www.matreshkina.ru/catalog/details/?id=348 http://users.readme.ru/?page=32&t_ord=2&topic=16 http://knigorub.com/29094-__Slovo_o_polku_Igoreve_(audiokniga).html http://batfx.com/lofiversion/index.php/t1885.html Слово о полку Игореве/ Вступит. ст., ред.текста, досл. и объяснит. пер. с древнерус., примеч. Д.С.Лихачёва; грав. В.А. Фаворского и М. И.Пикова. М.: Дет. Лит., 1980,- 221с. Слово о полку Игореве / Вступит. Статья и подготовка древнерус. текста Д.Лихачёва; сост. и коммент. Л.Дмитриева; худож. В.А.Фаворский.- М.: Худож. лит., 1983.- 222с. Слово о полку Игореве / Сост. А.Е. Тархов; Науч. Ред. В.В.Колесов; Худож. И.Сокол.- М.: Молодая гвардия, 1981.-207с.