Россия рубежа 19 – 20 веков.Историко-культурная ситуация.Вводный урок литературы в 11 классе.
Цель : показать взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли конца 19 века - начала 20 века с историческими процессами в стране и мире и их взаимовлияние.Задание : записать основные положения лекции.
Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?
Россия пережила три революции:- революция 1905 года,- Февральская революция 1917 года,- Октябрьская революцияРусско-японская война 1904-1905 г.г.Первая мировая война 1914-1918Гражданская война
Основные политические силы России в начале 20 века- защитники монархизма.- сторонники буржуазных реформ,- идеологи пролетарской революции.
переустройство «сверху»Два пути переустройства Россиипереустройство «снизу».
Переустройство «сверху» - средствами исключительных законов, « приводящих, как говорил Петр Аркадьевич Столыпин, к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого еще не видела история». Средства переустройства «сверху»Манифест 11 октября 1905 годаГосударственнаяДума
Переустройство «снизу» - Путем ожесточенной кипучей войны классов, которая называется «революцией», как говорил В.И.Ленин.Средства переустройства «снизу»Теоретическая подготовкареволюцииТеррор
Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?
- открытие рентгеновских лучей,- определение массы электрона.- исследования радиации,- создание квантовой теории,- создание теории относительности,- изобретение беспроволочной связи.
Как говорил философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом.
В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: « Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:« Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».
В книге Волынского «Книга великого гнева» ( 1904) : «Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожение наших душ и умов и рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»
«Новый век будет воистину веком духовного обновления… Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и – в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человечества»( Горький в письме к Пятницкому ( 1901)
« Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» ( Н.Бердяев)
Фридрих Ницше, обличая христианство, упадок связывал с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует старой морали : « а нищих надо бы совсем уничтожить», « укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни».
Н. Бердяев писал:« Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс языческий. Явление Ницше на Западе и у нас Розанова, возрождение Диониса в нашем современной искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освещению плоти – все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и Бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, и древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви».
Задание на дом:Учебник Журавлева стр. 3-7. Прочитать и знать содержание. Дополнить записи, сделанные на уроке.Словарь «серебряный век», «модернизм», «декаданс».Читать: Бунин. Рассказы.