Россия рубежа 19-20 веков Историко-культурная ситуация
Важнейшие исторические события начала 20 века Три революции (1905 г., Февральская и Октябрьская)Русско-японская войнаПервая мировая войнаГражданская война
Внутриполитическая обстановка в России начала 20 века очевидность переменПротивоборство трех лагерей: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции.
Важные научные открытия Открытие рентгеновских лучейОпределение массы электронаИсследование радиацииСоздание квантовой теорииТеории относительностиИзобретение беспроволочной связи«Материя исчезла»
«Целый период истории, видимо, подходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны,и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до этого воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…» Нордау «философия пессимизма» Шопенгауэр
«Вся прежняя история завершена., на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом» В.Соловьев
«Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой борьбе двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний» Д.Мережковский
В поисках объяснения происходящего все чаще становились обращения к религиозной мысли: «Все теперь живет мыслью о духе, о божестве, о последних правдах и тайнах мысли, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез того , что разработано, продумано всеми. Оно оформит брожение наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий» А.Волынский Книга великого гнева. 1904 год
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, интереса к мистике и оккультизму…» Н.Бердяев
Ницше«Бог умер» - отказ от морали, от Бога Христианство – помеха на пути личности к ее сверхчеловеческому состояниюНужен новый сверхчеловек, для которого не существует старая мораль: «А нищих надо уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни»Русские мыслители, восприняв идеи Ницше, не пошли за ним до конца.Ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились найти пути его соединения с языческой «радостью»
«богоискательство» Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции.Принимало путь капиталистического развития как путь бездуховного прагматизма.Не принимало и идеи социализма, в котором видели закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении видели лишь «бунт против культуры» (Н.Бердяев)
Культуре придавалось особое значениеИскусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей.Новая литература должна стать теургической (теург – бог, заклинатель, посвященный), должна явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.В.Иванов: « Жрецы и поэты были одно и то же»
Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, «переоценка ценностей» свидетельствуют о напряженном поиске новых путей в искусстве и общественной мысли, об оживлении религиозного сознания, о внимании к человеческой личности, о качественно новом взгляде на мир как единое культурное поле.
Русская литература на рубеже эпох Литература рубежа эпох, ставшая отражением противоречий и поисков, получила название СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (Н.Оцуп, парижский журнал русской эмиграции «Числа»)
Серебряный век Первоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Брюсова, Блока, Ахматовой, Мандельштама, др.выдающихся художников.Определение «Серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов.Оно стало синонимом понятия «культура рубежа эпох»
В литературоведении термин постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой
Реализм начала ХХ века Продолжались и развивались традиции реалистической литературыРеалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных ощущений, раздумий.Новая литература отказалась от героя – носителя представлений автора.Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным вопросам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу.Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие А.Пушкина.
Реализм начала ХХ века В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы.«Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения.Революционные песни и стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить подготовкой к классовым боям.
Серебряный век Прежде всего связано с модернистскими течениями. Модернизм – (от франц. новейший, современный) подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
Особая роль отводилась автору – теургу.Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусстваОбъединил целый ряд течений и направлений
Декаданс В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка, поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. упадок).Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Я ненавижу человечество,Я от него бегу, спеша.Мое единое отечество –Моя пустынная душа. К.Бальмонт
Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.Главное, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую силу творчества.Такая установка была чужда писателям-реалистам.Острая полемика, эстетическая борьба между реализмом и модернизмом характерна для рубежа веков,... хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.
Споры о литературе имели внелитературное значение «Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное».Ленин вводит принцип «партийной литературы», которая «не может вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела»
Ленин. «Партийная организация и партийная литература» 1905 Каждый писатель, литератор рассматривался лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций.Сама литература понимается как «дело», как форма агитации и пропаганды.«Литература должна стать придатком политики, орудием борьбы, «винтиком» одного-единого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»Свобода буржуазного писателя есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания»
«...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса, вы наши враги». В.Брюсов
Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы.Она стала программой всей советской литературы, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или изгнанными из родной страны.Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.
«Серебряный век» не был «Оборван в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии Ахматовой, Цветаевой, в творчестве Пастернака, в литературе русской эмиграции.
Писатели-реалисты Андреев Леонид НиколаевичАрцыбашев Михаил ПетровичБунин Иван АлексеевичВересаев Викентий ВикентьевичГорький МаксимЗайцев Борис КонстантиновичЗамятин Евгений ИвановичКороленко Владимир ГалактионовичКуприн Александр ИвановичРемизов Алексей МихайловичТолстой Алексей НиколаевичТолстой Лев НиколаевичЧехов Антон ПавловичШмелев Иван Сергеевич
Сатирическаялитература («сатириконцы») Аверченко Аркадий ТимофеевичДоктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак)Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский)Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)Черный Саша (Александр Михайлович Гликберг)
Писатели, не входившие в литературные группировки Анненский Иннокентий ФедоровичВолошин Максимилиан АлександровичК.Р. ( Великий князь Константин Константинович)Пастернак Борис ЛеонидовичРозанов Василий ВасильевичХодасевич Владислав ФелициановичЦветаева Марина ИвановнаЧерубина де Габриак ( Васильева Елизавета Ивановна)Чулков Георгий Иванович
Литературные критики Боровской Вацлав ВацловичВолынский Аким ЛьвовичИванов-Разумник (Разумник Василий Иванович)Луначарский Антон ВасильевичПлеханов Георгий ВалентиновичЧуковский Корней Иванович (Корнейчуков Николай Васильевич)Шкловский Виктор БорисовичЭйхенбаум Борис Михайлович