Роман А. С. Пушкина « Евгений Онегин»
Современники Пушкина «К Талон помчался :Он уверен,Что там уж ждёт его Каверин». « Второй Чаадаев мой Евгений…»
Современники ПушкинаАвдотья Истомина- знаменитая балерина 19 века Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет.
Театральная жизнь России 19 века. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Среди какой публики находился в театре Онегин ? Для чего он посещал театр? P.S.Ложи блещут орденами на мундирах, бриллиантами дам, ведь дамы могли появляться только в ложах. Кресла- несколько рядов кресел перед сценой. Здесь сидела вельможная публика. Партер- пространство за креслами. Здесь смотрели спектакль стоя. Билеты стоили дёшево. Раёк -верхняя галерея, местопребывание демократической публики, которая аплодисментами требует начать спектакль.
Мода 19 века Был ли Онегин модником? Или полностью был равнодушен к новинкам моды? Дендизм- принцип моды и поведения. Оставайтесь в свете, до тех пор пока не произведёте впечатления . Признак дендизма- элегантная поза разочарованного и равнодушного человека.
Мода 19 века Мода начала XIX века отражает все веяния времени. Едва дошли до России сведения об освободительной борьбе в Латинской Америке, как появились люди, носящие шляпы Боливар. Онегин, желая предстать перед светской публикой Петербурга, одетым по последней моде, надевает такую шляпу. « Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар…» «Но панталоны, фрак, жилет… Всех этих слов на русском нет…»
Наиболее распространённой домашней одеждой дворян был халат. Описывая героев, сменивших фрак на халат, Пушкин подсмеивается над их простой, размеренной жизнью, занятой мирными заботами. Поэт пишет про старую Ларину: “… Но вскоре всё перевелось:Корсет, альбом, княжну Арину, Стишков чувствительных тетрадь Она забыла: стала звать Акулькой прежнюю Селину И обновила наконец На вате шлафор и чепец.” А предсказывая будущее Ленского, Пушкин замечал:“…А может быть и то: поэта Обыкновенный дал удел. Прошли бы юношества лета; В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стёганый халат…”
Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые И щетки тридцати родов И для ногтей и для зубов. Руссо (замечу мимоходом) Не мог понять, как важный Грим Смел чистить ногти перед ним, Красноречивым сумасбродом . Защитник вольности и прав В сем случае совсем неправ. P.S. Духи вошли в моду в России только в конце 18 века. Во времена Онегина, т.е. в 20-ые годы 19 века, это ещё была модная новинка.
Дворянское жилище … А вот камин;Здесь барин сиживал один…Здесь с ним обедывал зимою Покойный Ленский, наш сосед.
Дворянское жилище «Она любила на балконе предупреждать зари восход»
«Быть может. Вы не раз видали уездной барышни альбом…» Начинался альбом советами матери. В альбомах встречались стихи Жуковского, иностранных поэтов, конфетные фантики со стихами, травки и сушёные цветы между листами, много рисунков карандашом. «Кто прочтёт секрет без спроса, Тот останется без носа» « Три грации досель считалось в мире, Но появились вы, и стало их четыре».
Дуэль. Правила дуэли. 1. Дуэлянты должны были иметь секундантов из числа знакомых дворян. 2.Секундаеты должны были примирить враждующие стороны. Последняя попытка примирения должна была быть за несколько минут до дуэли.3.Вслучае опоздания одного из дуэлянтов дуэль отменялась.4.кждый приезжал со своими пистолетами. Заряжались они под наблюдением секундантов. В соответствии ли с правилами состоялась дуэль Онегина и Ленского? Как относился Онегин к предстоящей дуэли с Ленским? Были ли у него планы убивать его?
Вот пистолеты уж блеснули,Гремит о шомпол молоток.В граненый ствол уходят пули,И щелкнул в первый раз курок.Вот порох струйкой сероватойНа полку сыплется. Зубчатый,Надежно ввинченный кременьВзведен еще. За ближний пеньСтановится Гильо смущенный.Плащи бросают два врага.Зарецкий тридцать два шагаОтмерил с точностью отменной,Друзей развел по крайний след,И каждый взял свой пистолет.
Картины жизни крепостных крестьян Она меж делом и досугом Открыла тайну, как супругом Самодержавно управлять, И всё тогда пошло на стать. Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь.Бывало, писывала кровью Она в альбомы нежных дев, Звала Полиною Прасковью И говорила нараспев… "Расскажи мне, няня, Про ваши старые года: Была ты влюблена тогда?" - И, полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь. - "Да как же ты венчалась, няня?" - Так, видно, бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели, Да с пеньем в церковь повели.