Вводный урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Собранье пестрых глав» Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его.Л. Успенский
Одесса. 1823 год. Южная ссылка. Из писем А.С.Пушкина Вяземскому «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было…Не знаю, пустят ли этого бедного Онегина в небесное царство печати. Хотелось бы…»
«Разноголосье» мнений о романе А.Бестужев упрекал роман в “легковесности”Н.Раевский нашел в романе “сатиру и цинизм”В.Жуковский и К.Рылеев не поняли замысла “веселого романа”
Плетнёв восхищён 1гл. : «Онегин твой будет карманным зеркалом петербургской молодёжи» А. Дельвиг: «Горю нетерпением читать продолжение его… . Целую крылья твоего ГЕНИЯ… .»В. Г. Белинский: «…энциклопедия русской жизни»
Герой романа в оценке критики Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».В.Г. БелинскийОнегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.А.И. ГерценОнегин – «Митрофанушка Простаков новой формации».Н.А. Добролюбов
Работа над романом длилась 7 лет 4 месяца 17 днейначало – Кишинёв, Одесса, 1823г.окончание – Болдино, 1830г.
ТРУД Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, Плату приявший свою, чуждый работе другой?Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,Друга Авроры златой, друга пенатов святых? 1830
Система художественных образов ОНЕГИНТАТЬЯНАЛЕНСКИЙ П Р Е Д С Т А В Л Я Ю Т О П Р Е Д Е Л Ё Н Н У Ю К А Т Е Г О Р И Ю О Б Щ Е С Т В А«ВЫСШИЙ СВЕТ» ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО ДВОРЯНСТВО ЯВЛЯЮТСЯ ОБРАЗЦАМИ ОПРЕДЕЛЁННОГО НРАВСТВЕННОГО, ДУХОВНОГО, ЛИТЕРАТУРНОГО ТИПА «ЛИШНИЙ ИДЕАЛ «РОМАНТИЧЕСКОЕ ЧЕЛОВЕК» «РУССКОЙ ДУШИ» СОЗНАНИЕ» ОБЪЕДИНЯЮТСЯ АВТОРОМ = ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ
Сюжетно-композиционные особенности первого русского романа I особенностьСюжетСлужит для развития основного конфликта романаНе развивается, помогает Татьяне понять Онегина
II особенность Главное действующее лицо – повествователь = = лирические отступления – составная часть сюжета
III особенность «Энциклопедия русской жизни»
«Онегинская строфа» Мы все учились понемногу,Чему-нибудь и как-нибудь.Так воспитаньем, слава богу,У нас немудрено блеснуть.Онегин был, по мненью многих(Судей решительных и строгих)Учёный малый, но педант.Имел он счастливый талантБез принужденья в разговореКоснуться до всего слегка,С учёным видом знатокаХранить молчанье в важном спореИ возбуждать улыбку дамОгнём нежданных эпиграмм
4-хстопный ямб помогает передать эпические, разговорные интонации
Композиция романа Гл. I – развёрнутая экcпозицияГл. II – завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)Гл. III – завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)Гл. VI – дуэль (кульминация и развязка второй сюжетной линии)Гл. VIII – развязка первой сюжетной линии
Выводы: 1.«Онегинской» строфе присуща необыкновенная простота и ясность2.В романе показана русская жизнь времен Пушкина во всех её проявлениях3.Сюжет романа включает в себя две линии: ОНЕГИН – ТАТЬЯНА и ЛЕНСКИЙ – ОЛЬГА4.АВТОР – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ – одно из главных действующих лиц романа5. Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм6.Лирические отступления расширяют временные и географические рамки романа, выявляют авторскую оценку героев