Произведения о Великой Отечественной войне.Урок литературы в 6 классе. МОУ «Ульяновская СОШ»Учитель русского языка и литературы:Чуркина Н. А.
Цель: познакомить с боевыми подвигами и военными буднями, описанными в стихах и песнях о войне;Задачи: познакомить с лирикой о Вов; учить выразительно читать стихотворения ; показать значение поэзии в годы Вов на примере произведений К. М. Симонова, Д. С. Самойлова, писателей-калужан, участников Вов; продолжить работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся.Оборудование: компьютер, презентация к уроку, аудиозаписи.
С чего начинается память – с берёз?С речного песка? С дождя на дороге?А если - с убийства? А если – со слёз?А если – с воздушной тревоги?А если с визжащей пыли в облаках?Со взрослых, в пыли распростёртых?А если с недетского знания – какЖивое становится мёртвым!
И если б путь их был до звёзд… Константин Михайлович Симонов1915 - 1979 Давид самуилович самойлов1920 - 1990 Родился в Петрограде. На фронте был военным корреспондентом газет «Известия», «Красная звезда». В годы войны становится одним из самых известных поэтов в нашей стране.Стихотворение «Жди меня» посвятил своей жене Валентине Серовой.О любви к Родине Симонов пишет стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», обращаясь к своему другу, поэту Алексею Суркову. Давид Самойлов – поэт фронтового поколения.Со студенческой скамьи ушёл на фронт.Самым известным стихотворением поэта стало стихотворение «Сороковые, роковые».Столкновение беды и мечты, юности и войны – в этом трагедия военного поколения.
Какими чувствами поэта согрето стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»? В какой форме написано стихотворение? Какой предстаёт Россия военных лет, какой увидел её поэт? Какие слова поэта возвращают нас в далёкое прошлое, к истокам героизма русского народа? Как показана картина войны в стихотворении «Сороковые, роковые…»? Какие эпитеты использует автор для описания 1940-х? Как каждый из них передаёт суть происходящего? С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? Различаются ли первое и последнее четверостишия по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем?
Как прошло исследование?(проверка работ) 1 группа (записать собственные ассоциации к слову «война») Герой, ветеран, солдат, защитник, автомат, танк, шинель, враг, блокада, борьба, разгром, бесстрашие, гордость, смелость, стойкость. 2 группа(написать названия художественных фильмов о войне(которые смотрели) «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Секретный фарватер», «Мы из будущего», «Максим Перепелица».
Песня «Землянка» на ст. А Суркова, муз. К Листова. Каким настроением проникнуто произведение? Какие образы возникли в вашем сознании при прослушивании песни?В чём эмоциональная сила песни?
Писатели-калужане, участники Великой Отечественной войны Таманов Степан (1925-1978), поэт,Родился в с. Брусны (ныне Ульяновский район Калужской области).Немало видел я могилС надгробьями недорогими. Одни я сам устало рыл, Стоял, склонившись, над другими. Они вставали у дорог,На берегах негромких речек, А вот подумать я не мог,Что и свою могилу встречу. И чья, не ведаю, вина:В бою (и верьте и не верьте) Я получил заряд сполна, Что на троих хватило б смерти. На голове от пули след,Осколки тело изорвали.« Эх, был солдат и больше нет»,-Друзья - товарищи сказали. А писарь ротный написал,В печали приложившись к фляге:«Сержант (такой- то) смертью пал,Был верен воинской присяге»… Памятник советским воинам в с. Брусны. Калужская обл., Ульяновский р-н.
Минин Михаил Алексеевич написал и посвятил стихотворение своему отцу Минину Алексею Васильевичу, который родился в 1924 году и проживает в деревне Старица Калужской области Ульяновского района. Я войну 41-го года не застал – не моя вина.На обломках Рейхстага из кружкиЯ с друзьями не выпил до дна.Старшина – мой отец – поднял кружку,Выпил горький победный нектар,Кинул за плечи скатку-подружку,Сердцем молод, глазами стал стар.Он идёт, к дому топчет дорожку.Дом в разоре, в глазах холодок.Кроме холода есть ещё мудрость,Мудрецу 21-ый годок.Всё он сделает: дом построит,Заведёт и детей, и жену.Только долго в глазах снарядыБудут лаять на тишину.Не ругайтесь, прибалты, кавказцы,Ведь отцу так нужна тишина.Я войну 41-го года не застал –Не моя вина.
Рефлексия «Микрофон»В чём же состоит заслуга поэзии периода войны? Домашнее задание1 группа – напишите эссе на тему «Что я узнал сегодня о ВОв»?2 группа – нарисуйте иллюстрацию к изученным сегодня на уроке произведениям о Вов.3 группа – подготовить выступление «О чём рассказывает военная фотография из семейного альбома?» Спасибо за урок!