«Преступление и наказание» (1868) Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру. М.Горький
Из письма Ф.М.Достоевского в редакцию журнала «Русский вестник» «Это психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения.
Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты… с тем, чтоб сделать счастливою свою мать… избавить сестру… от сластолюбивых притязаний главы помещичьего дома… докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете…» Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты… с тем, чтоб сделать счастливою свою мать… избавить сестру… от сластолюбивых притязаний главы помещичьего дома… докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете…»
Смысл заглавия романа романа Какие ассоциации возникают у вас к словам ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ? Чего мы ждём от романа с таким названием? криминальной интриги захватывающего сюжета тайны убийства разоблачения преступника наказания
«Писатель не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершённого преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план» (Я.Голосовкер). «Писатель не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершённого преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план» (Я.Голосовкер).
«Для Раскольникова вопрос о том, убьет ли он или не убьет старуху, решался не тогда, когда он, убив одну старуху, стоял с топором перед другой, а тогда, когда он не действовал, а только мыслил, когда работало одно его сознание и в сознании этом происходили чуть-чуточные изменения» (Л.Н.Толстой). «Для Раскольникова вопрос о том, убьет ли он или не убьет старуху, решался не тогда, когда он, убив одну старуху, стоял с топором перед другой, а тогда, когда он не действовал, а только мыслил, когда работало одно его сознание и в сознании этом происходили чуть-чуточные изменения» (Л.Н.Толстой).
«Автор взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое отклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма. Цель его была – изобразить страдания, которые терпит человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Совершенно ясно, что автор изображает своего героя с полным состраданием к нему» (Н.Н.Страхов). «Автор взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое отклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма. Цель его была – изобразить страдания, которые терпит человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Совершенно ясно, что автор изображает своего героя с полным состраданием к нему» (Н.Н.Страхов).
«Если прямо держаться романа, то окажется, что преступление из теории несравненно тяжелее для преступника, чем всякое другое, что душа человеческая менее всего может выносить подобное уклонение от своих вечных законов» (Н.Н.Страхов). «Если прямо держаться романа, то окажется, что преступление из теории несравненно тяжелее для преступника, чем всякое другое, что душа человеческая менее всего может выносить подобное уклонение от своих вечных законов» (Н.Н.Страхов).
Жанровое своеобразие романа Философский Нравственно-психологический Исторический Полемический Фантастический Социальный детективный Политический
Художественный мир романа «Преступление и наказание» Петербург Достоевского
Образ Петербурга в русской литературе «Этот город — не только герой русской литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его — просто непонятны» (С.Лурье). Как вы понимаете эти слова? Вспомните, в каких произведениях русской классики мы уже встречались с образом Петербурга. Как изображали этот город писатели?
Выводы Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Для Пушкина Петербург - воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, но и в его произведениях видим противоречивый облик северной столицы. Н.В.Гоголь показывает, что блеск и пышность Петербурга лишь видимость. На самом деле город живет обманом и ложью. Близок к Гоголю и Петербург некрасовский: холодный, равнодушный, он враждебен человеку несет ему страдания, болезни, смерть.
Каков Петербург Достоевского? Каков Петербург Достоевского?
Городской пейзаж Каким вам запомнился Петербург при чтении первых глав романа? Отметьте характерные детали городского пейзажа. Подберите наиболее точный эпитет к Петербургу, который соотносится и с текстом романа.
Интерьеры Какое впечатление производит описание интерьеров Петербурга
Сцены городской жизни Встреча Раскольникова с Мармеладовым (ч.1, гл.2) Сцена смерти Мармеладова (ч.2, гл.7) Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл.4)
Домашнее задание По 1-ой части романа проследить (письменно) хронологию развития замысла Раскольникова: расписать по дням, отметить случайности, которые «подтолкнули» героя к преступлению Прочитать 3-ю и 4-ую части романа.