Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» Девиз: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Ф.М.Достоевский (Подготовила Сигарёва О.И.)
Цель урока Осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания. Стремиться к постижению художественных приёмов, которые помогают понять (открыть) смысл произведения. Учиться воспринимать мир чувств и переживаний героев. Попытаться заглянуть в свой духовный мир. Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя.
План изучения темы: Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приёмы изображения образа «маленького человека». (Сообщение первой группы «литературоведов».) Сцена у генерала – идейная кульминация повести. (Сообщение первой группы.) «Значительное лицо» и его роль в повести. Приёмы изображения персонажа. (Сообщение второй группы «литературоведов».) О заключительной – фантастической части произведения. (Сообщение третьей группы «литературоведов». Выступление группы «художников».) Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека».
«Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С.Тургенев).
Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин
Новая шинель
Ограбление
Значительное лицо
Фантастика в повести
В.Г.Белинский
Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский
Рефлексия Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?
Вывод: «Шинелью» Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению.
Задание на дом: Написать сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.