Урок-презентацию по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» подготовила учитель русского языка и литературыГБОУ СОШ №821Белова Г.И.
Тема : «Иван Флягин – образ « русского еретика — умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего её только в одной душе своей».Цель темы: Текстуально изучить повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник.» Рассмотреть это произведение как восходящее к традициям просветительского «романа -воспитания», а весь жизненный путь Ивана Флягина как историю воспитания его души, как процесс трудного нравственного роста, преодоления эгоизма бессознательного существования и обретения чувства ответственности за судьбу других людей и всей России.
Планируемый результатПредметные умения : обучить учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ при изучении литературы; раскрыть смысл названия повести; выявить особенности изображения русского национального характера; расширить словарный запас; познакомить с работами художников-иллюстраторов.УУДЛичностные: умение анализировать художественное произведение.Регулятивные: умение регулировать деятельность в соответствии с поставленной проблемой.Познавательные: систематизация знаний литературоведческих понятий и терминов (жанр, система образов и др.).Коммуникативные: формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Т
Тема пути, странничества — одна из центральных в мировой литературе. Занимает она ключевое место и в творчестве Лескова: «…меня подёргивает написать русского еретика — умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего её только в одной душе своей».
Словарная работаОчаровать (в словаре Даля): 1. Околдовать, обворожить, отвести глаза, заговорить, чарами овладеть кем-либо. 2.Прельщать или пленять, влюблять кого –либо в себя. Странник (там же): 1.Захожий человек, с чужбины, прохожий; человек, ищущий временного приюта . 2.Человек, странствующий пешком на богомолье. 3.Бродячие проповедники, не имеющие своего дома, а пребывающие в поисках царства Божия. Праведник( там же): Праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгреховный.
Реконструкция портрета св.Ильи Муромца
В центре внимания писателя человек необыкновенного характера и необыкновенной судьбы, «в полном смысле слова богатырь и притом типический, простодушный, добрый богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Путём сопоставления с фольклорным героем с самого начала задаётся масштаб личности Ивана Флягина, одним из определений которого становится «богатырь-черноризец». Предназначение былинного богатыря – патриотический и христианский подвиг.
Это характер парадоксальный, импульсивный, непредсказуемый. Поведением Флягина руково-дит не рассудок, а эмоциональные порывы. Он совершает неожиданные даже для себя самого поступки: давая выход бурлящим в нём силам, он случайно, из озорства, убивает ударом кнута задремавшего на возу старого монаха и, демонстрируя полную неразвитость нравствен-ного чувства, нисколько в этом не раскаивается. «Околдованность» составляет вторую сторону героя, которая соотносится с его национальным характером.
«Околдованность», власть рокового начала делает главного героя - Ивана Флягина «очарованным странником». Он, как фольклорный богатырь русский, «всю жизнь свою погибал, и никак не мог погибнуть».
«А вот, -говорит,- тебе тебе знамение, что что будешь ты много много раз поги- о бать и ни разу не п погибнешь, пока п придет твоя нас-то тоящая погибель, и ты и ты тогда вспомн вспомнишь мате- материно нишь материно обе обещание за тебя обещание за тебя и и пойдешь в и пойдешь в чернец чернецы!...» чернецы.
«…первое свое призвание опроверг, и оттого пошел от одной стражбы к другой другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока пока все мне мона- м хом предреченное… оправдалось за мое недоверие»
Судьба идет по стопам героя: новая встреча или событие, трагическая развязка, опять странствие, и все повторяется, но только каждое следующее испытание страшнее предыдущего.
Иван Флягин повест-вует о своих приклю-чениях добродушно и бесстрастно, порой с нотой сожаления. Слушатели воспри-нимали его приклю-чения как сказку, и только история Груши меняет их мнение: они «…впервые заподозрили справедливость рассказа и хранили довольно долгое молчание».
Иван Северьянович верит в свое дальней-шее предназначение, вот слова, заверша-ющие его исповедь: «…мне за народ очень помереть хочется». Перед смертью он «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился…», поэтому и путешествует.
« Очарованный странник » был любимым героем Лескова. В этом образе писателю удалось передать всю силу и красоту русского народного характера. По словам Горького, Лесков был вооружён « не книжным, а подлинным знанием народной жизни. Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа». Поэтому таким ярким, светлым и значительным вышел у него Иван Северьяныч – русский богатырь.