Поэтическая система А.А.Фета Целый мир от красоты, От велика и до мала…
Без усилий С плеском крылий Залетать В мир стремлений, Преклонений И молитв; Радость чуя, Не хочу я Ваших битв. А.А.Фет.
Поэтика А. Фета «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…» Афанасий Фет
Основные темы фетовской поэзии - ЛЮБОВЬ и ПРИРОДА
«Одним толчком согнать ладью живую …» 28 октября 1887 г. Удел поэта – понимать язык природы и любви. Символический смысл стихотворения: жизнь современников – «тоскливый сон», в котором не ощутимы ни её трепет, ни её «вздох», ни её дыхание. Поэтическое слово способно «усилить бой бестрепетных сердец», помочь людям «подняться в жизнь иную».
1) В стихах Фета чувства преобладают над разумом 2) В поэзии Фета человек и природа существуют как нерасторжимое целое 3) В поэзии Фета много общего с живописью импрессионизма О. Ренуар «В саду»
О. Ренуар «Отлив в Ипоре»
Импрессионизм (впечатление) в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину. К. Моне «Руанский собор»
"Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную ..." Афанасий Фет и Мария Лазич
Стихи, посвященные Марии Лазич « В долгие ночи …» 1851 « Неотразимый образ …» 1856 « В благословенный день …» 1857 « Старые письма» 1859 « В тиши и мраке таинственной ночи …» 1864 « Alter ego» 1878 « Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878 « Страницы милые опять персты раскрыли …» 1884 « Солнца луч промеж лип …» 1885 « Нет, я не изменил …» 1887 Что переживает лирический герой?
«МОНОЛОГИ К УМЕРШЕЙ» «Черты заветные» «Нежность былая» «Знакомые очи» Нерукотворные черты Отблеск очей Ангел кротости «Душевные муки» «Огонь стыда» «Осужден» «Я осудил» «Жгучая слеза» Коленопреклоненный Просветленный
ВЫВОД « Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны … Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя». Л. Озеров
"Шепот, робкое дыханье ..."
«Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени». М. Е. Салтыков-Щедрин Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. 1850
Рассмотрите иллюстрацию, созданную другом А. Фета Я. Полонским. Насколько удачной вы её находите?
Шепот, робкое дыханье… 2. …Ряд волшебных изменений милого лица … 3. … И лобзания, и слезы … 1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья … 2. …Свет ночной, ночные тени, Тени без конца … 3. … В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря … И заря, заря!..
Развитие лирической темы МИР ЧЕЛОВЕКА МИР ПРИРОДЫ
Цвет и звук Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?
Ассонанс и аллитерация Открытый [a]: шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья Открытый [a]: ночной, конца, ряд волшебных, милого лица Согласные [м], [н], [л]: ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица Согласный [р]: пурпур розы, янтарь, заря Открытый [а]: тучках, янтаря, лобзания, заря
ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА Роза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости. Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.
В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе. Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.
«На заре ты её не буди…» (1842)
Поэт передает едва уловимое состояние, когда любовь предчувствуется и уже готова прийти, но она ещё не охватила своими муками и страданием жаждущее сердце. Тревожное состояние между предвестием любви и вспыхнувшим чувством Фет показывает через обыденные предметы и явления: заря, сон, подушка, косы, луна, соловей. Высокое слово «ланиты» помогает запечатлеть непорочное, чистое и целомудренное чувство.
О. Ренуар «Уголок сада в Монжероне» В поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.
"Ещё майская ночь"
Тютчев Ф.И. «День и ночь» Мир таинственный … бездной … … день-… ночь … … страхами и мглами … … ночь страшна! Фет А.А.«Ещё майская ночь» Какая ночь!.. …все звезды… …Тепло и кротко… …нежней и бестелесней… …твой лик, о ночь…
ВЫВОД Для Фета характерен романтический культ ночи. Но в отличие от поэтов-предшественников ночь у него не несёт в себе ничего страшного или трагического, в ней заключено положительное начало. Ночью человек забывает о житейских треволнениях, начинает жить подлинной, настоящей жизнью, его сердце открывается любви и красоте, он приобщается тайн мироздания. Ночь прекрасна.
"Сияла ночь ..."
«Когда вы поёте, слова летят на крыльях» « Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня. В первый и последний раз в моей жизни я видела и испытала это. Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом. ...Какие романсы больше всего понравились Фету? „Я помню чудное мгновенье...“ и романс „К ней“. Оба Глинки». Из воспоминаний Т. Берс (Кузминской) Встреча произошла летом 1866 г. Стихотворение написано спустя 10 лет, в 1877 году, когда Фет вновь услышал пение Татьяны Берс. В сборнике «Вечерние огни» (1885 ) оно открывает цикл «Мелодии»
Ф. Тютчев «Я встретил вас …» А. Фет «Сияла ночь …» 1877 г. 1870 г. Я встретил вас - и все былое … В отжившем сердце ожило … С давно забытым упоеньем … Смотрю на милые черты … И то же в вас очарованье … И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь … И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. … за песнею твоей; ты пела до зари, в слезах изнемогая; твой голос; во вздохах этих звучных; рыдающие звуки
«Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант …» П. И. Чайковский НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ УКАЗАННЫЕ СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННУЮ МЕЛОДИЧНОСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
ВЫВОД Главное в стихотворении Тютчева — «воскресение» сердца, самых высоких и прекрасных человеческих чувств. Фет же сосредоточен на причинах такого «воскресения», а они и есть голос, песня, ночь. В стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж. И все это так конкретно и ярко, что, кажется, он дает описание живописного полотна или даже сцены из театрального спектакля, где декорации — живые картины, а действие — жизнь песни, «рыдающие звуки», от которых хочется любить и плакать.
ЧТО СБЛИЖАЕТ ТЮТЧЕВА И ФЕТА? Единство эстетических воззрений и общность тематики Психологизм и тонкость чувств Изящество слога и отточенность языка Сверхчуткое художественное восприятие природы
ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ? Это тайна и высший дар Скоротечность счастья – «поединок роковой» Встреча заранее предопределяет разлуку – любовь – драма, трагедия Лирическое «преступление и наказание» Красота и гармония рождаются из преодоленного страдания
ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ? Трагическое единство человека и природы: человек стремится к слиянию с природой, но это невозможно Мимолетность и изменчивость природы и мира; ночь как время поэтического вдохновения ЖИЗНЬ – МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ МИГ – ЭТО УЖЕ ЖИЗНЬ
А. ФЕТ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ «Фет - мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно) поэт, всего ближе стоящий к современной символической школе». ЭЛЛИС «Русские символисты» 1910
Домашнее задание Подготовиться к проверочной работе по теме «Жизнь и творчество Фета А.А.» Письменный анализ стихотворения (на выбор): «Я тебе ничего не скажу…» «Учись у них – у дуба, у берёзы…»