МОУ «Абрамовская ООШ» ПИСЬМО – ЗНАК ЛЮБВИ Пускай скудеет в жилах кровь, Но не скудеет в сердце нежность … Ф.М.Тютчев *** урок литературы - 9 класс Учитель литературы Калинина Н.Н.
Цели и задачи урока: 1. Знакомство с любовной лирикой русской поэзии, основанной на сюжете, связанном с эпистолярным жанром 2. Обучение анализу лирического стихотворения на примере стихотворений – писем как знаку любви 3. Развивать умение видеть тему и идею лирического произведения 4. Воспитывать доброе отношение к миру эмоций, чувств человека, душевных переживаний 5. Воспитание любовью гармонически развитой личности, способной не только сопереживать, но и учиться любви и состраданию
Прощание с письмом – прощание с любовью *** Не пробуждай воспоминаний Минувших дней, минувших дней – Не возродишь былых желаний В душе моей, в душе моей… Нюансы любви: ЛЮБОВЬ-СТРАДАНИЕ, ЛЮБОВЬ-УМИЛЕНИЕ, ЛЮБОВЬ-ВРАЖДА, ЛЮБОВЬ-ПОЕДИНОК…
Композиция лирических произведений у каждого поэта особенная, но можно выделить три основных способа развития сюжета: 1. сопоставление; 2. развитие одного центрального образа; 3. логическое рассуждение Наши авторы: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Фет, К.М.Фофанов
Сожжённое письмо Прощай, письмо любви, прощай! Она велела... Как долго медлил я, как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал: гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули... пылают... легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди... 1825г.
1. Способ развития сюжета – развитие одного образа: образа сожжённого письма 2. Лексика высокая: какая-то религиозная ситуация, воспринимающая сожжение как ритуал 3. Пунктуация экспрессивная: многоточие, восклицательные знаки, обрывающаяся строка 4. Обилие эпитетов… Цель: расстаётся с письмом, но не с любовью. Вынужден покориться, хотя душа борется с неизбежным…
Она сидела на полу… Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело... О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой!.. Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени,- И страшно грустно стало мне, Как от присущей милой тени.
Вывод: Явного образа сожжённого письма нет, но он появляется Это реминисценция – напоминание о прошедшей любви как о сожжённом письме Лирическая героиня – ОНА!!! Перебирает знаки «убитой» любви Чувства героини передаются образными сравнениями, эпитетами, олицетворением Синтаксис: экспрессивный, передающий накал чувств и сдерживаемых рыданий Присутствует незримо лирический герой, ощущающий свою вину
О письма женщины нам милой… О письма женщины, нам милой! От вас восторгам нет числа, Но в будущем душе унылой Готовите вы больше зла. Когда погаснет пламя страсти Или послушаетесь вы Благоразумья строгой власти И чувству скажете: увы! Отдайте ей ее посланья Иль не читайте их потом, А то нет хуже наказанья, Чем задним горевать числом. Начнешь с усмешкою ленивой, Как бред невинный и пустой, А кончишь злобою ревнивой Или мучительной тоской... О ты, чьих писем много, много В моем портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, Но бросить в печку не могу. Пускай мне время доказало, Что правды в них и проку мало, Как в праздном лепете детей. Но и теперь они мне милы - Поблекшие цветы с могилы Погибшей юности моей! 1852 г.
Вывод: Логическое рассуждение – герой прогнозирует ситуацию 1 часть – большая: живёт рассудком, умом, но не сердцем. Лексика просторечная: «задним числом», «бред пустой», «злоба ревнивая»... 2 часть – меньшая: появление чувств, но звучит в конце ирония, проявляющаяся в метафорах: «поблекшие цветы», «погибшей юности»…
Сопоставительный анализ строфики лирики А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева и А.Н.Некрасова А.С.Пушкин Астрофичность – кусок чувств, не разделённый на части. Почему? Расставаясь с письмом, герой не может расстаться с любовью, которая продолжает жить в его груди Ф.И.Тютчев Строфическое – четыре четверостишья, в каждом из которых новые штрихи Почему? Два страдающих лирических героя, из которых один сопереживает, а другой углублён в свои страдания
Н.А.Некрасов Две части – несоразмерные, неоднородные 1 часть – герой не вспоминает, а как бы прогнозирует ситуацию. Прогнозы его безрадостные, пессимистичные. Вывод: живёт рассудком, но не сердцем Лексика просторечная: «задним числом», «бред пустой», «злоба ревнивая», «тоска мучит»… Эпитеты… 2 часть – первые строчки – рассудок, а следующие – сердце, чувства, где побеждают чувства, но лексика с долей иронии, усмешки автора
Нежные письма К.М.Фофанов 1862 – 1911г.г. Перебирая вновь украдкой Все письма нежные твои, Я окрылен был местью сладкой И упоен тоской любви. Я говорил небесным высям: “Сотрите бурей и грозой Слепые знаки этих писем, Так чудно лгавших предо мной”. Я говорил свечам горящим: “Пожрите их своим огнем,- И пусть не лжет мне в настоящем Раз обманувшее в былом. Развейте их налетом шумным”,- Я буйно ветры умолял, Но сам я в бешенстве безумном Их уничтожить не дерзал. Так жаждет зла и разрушенья Былым святыням ренегат В час малодушного моленья, Тоской и трепетом объят.
Анализ лирики К.М.Фофанова С кем перекликается? В чём? Какие чувства испытывает герой? Как раскрывается в лексики? Что побеждает: разум или чувства? Чем восходит к Пушкину? Какое слово разрушает ощущение обряда? Перекличка с Некрасовым Герой испытывает острую боль, которая проявляется в наслаждении Раскрывается в психологическом параллелизме, что свойственно народной поэзии Побеждают чувства Восходит к Пушкину моленьем, тоскою и трепетом, к ритуалу церковного обряда «РЕГЕНАТ» (отступник)– политическая лексика, создаёт стилистический диссонанс
Старые письма А.А.Фет Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Всё, что давно-давно, утрачено душой. Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь. Я вами осужден, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, Как в тот ужасный час, когда прощались мы. А я доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!- Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь. Зачем же с прежнею улыбкой умиленья Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза? Души не воскресит и голос всепрощенья, Не смоет этих строк и жгучая слеза
Анализ лирики А.А.Фета: «СТАРЫЕ ПИСЬМА»О чём говорит название? О чём напомнили письма поэту? Какие чувства нахлынули? Отчего? Почему лирический герой испытывает чувство стыда? За что? Какое время он называет «сумрачной зимой» и какой урок из жизни вынес? Каков итог? Вывод: Герою напомнили старые письма прежнюю любовь, которую он небрежно отверг. За это предательство любви он испытывает чувство стыда. Называя то время «сумрачной зимой», он вынес неутешительный урок: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!»
«КАК БУДТО ВНЕ ЛЮБВИ ЕСТЬ В МИРЕ ЧТО-НИБУДЬ!»
Уроки прошлогоВ душе померк бы день и тьма настала б вновь, когда бы из неё изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил… Жан Батист МОЛЬЕР
Уроки прошлого Любовь – это неведомая страна, и мы все плывём туда каждый на своём корабле, каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль своим собственным путём. М.М.Пришвин
Спасибо за внимание