Обучение композиционному анализу прозаического произведения (литература, 9 класс) Обучение композиционному анализу прозаического произведения (литература, 9 класс)
-приобщение учащихся к творчеству Константина Паустовского; -пробуждение творческого воображения учащихся; -развитие у учащихся умения понимать смысл художественного текста; -развитие навыков лингвистического анализа текста; -углубление знаний о композиции художественного произведения и ее роли в идейном замысле
«Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя не почувствовать и не увидеть, даже если малейшая его крупинка попалась нам на пути. Поэтому о счастье можно рассказать. Не беда, если этот рассказ будет несколько бессвязным…» «Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя не почувствовать и не увидеть, даже если малейшая его крупинка попалась нам на пути. Поэтому о счастье можно рассказать. Не беда, если этот рассказ будет несколько бессвязным…» К Паустовский
Любое литературное произведение-это художественное целое, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру. Любое литературное произведение-это художественное целое, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру.
Автобиографический рассказ- рассказ , в котором присутствует описание автором собственной жизни Автобиографический рассказ- рассказ , в котором присутствует описание автором собственной жизни Лирическая проза – повествование с ярко выраженным лирическим началом, чувствами и мыслями автора Новелла - небольшой по объему жанр повествовательной литературы (приближается к рассказу) Феерия- волшебное, сказочное зрелище
Сложно определить жанр этого произведения… Сложно определить жанр этого произведения… Это, конечно, …, но это и…. Это произведение можно даже назвать… В этом произведении можно найти как элементы…, так и… Это произведение уж точно не относится к….
-обрамление (события начала и финала происходят в одном и том же месте), - ретроспекция(возвращение действия в прошлое); -рассказ в рассказе (как вариант ретроспекции); -симметрия слов, образов, эпизодов (как вариант зеркальной композиции); -разрыв событий (прекращение одного незаконченного повествования на самом интересном месте и начало другого)
Как меняется звучание , ритм, атмосфера повествования каждой части? Как меняется звучание , ритм, атмосфера повествования каждой части? Найди слова -«скрепы», соединяющие части рассказа Зачем автору «рассказ в рассказе»?
Как сумел Паустовский «освободить» пространство? Как сумел Паустовский «освободить» пространство? Для чего он это сделал?
Найди сходство в истории с жирафом и в истории Маргариты и Пиросмани Найди сходство в истории с жирафом и в истории Маргариты и Пиросмани Сравни пейзаж в садах Тифлиса и пейзаж перед встречей в жирафом. Почему картины Пиросмани помогают понять МОЗАИКУ Кавказа?
-цветы -цветы -охапки цветов -озера цветов -цветочные груды -тысячи других цветов -горы цветов -сугробы цветов -граница (?) цветов
-Почему Маргарита надела свое лучшее платье? -Почему Маргарита надела свое лучшее платье? -Почему она плачет в миг такой радости? Почему у цветов все-таки была граница? -Почему Пиросмани подарил цветы в день своего рождения? -Почему Маргарита поцеловала Нико?
В чем же «самая горькая правда»? В чем же «самая горькая правда»? От чего сбежала Маргарита? Объясните смысл названия урока
Слайд4, 6 - http://skolakras.narod.ru/portret/images/KGPaustovskij1_jpg.jpg Слайд4, 6 - http://skolakras.narod.ru/portret/images/KGPaustovskij1_jpg.jpg Слайд5,11 - http://www.bookin.org.ru/book/505606.jpg Слайд7,8,10,13,20 - http://burusi.files.wordpress.com/2009/03/arsenal-mountain-at-night1.jpg Слайд9,15 – http://turometr.ru/uploads/images/8f/4d/f1/1183/6f86168b4d.jpg http://posterluxru.511.com1.ru:8059/WWW/gallery_images_site/105486%20Pirosmani.jpg Слайд14 – http://img-fotki.yandex.ru/get/7/chumbura.0/0_4896_ab5913d9_XL Слайд 16 – http://www.ikz.ru/culture/raishev-gallery/bitmaps/sy/15-big.jpg Слайд18 – http://s60.radikal.ru/i169/1003/25/12dd94cdafb9.jpg Слайд 19, 2- http://art.rin.ru/images/gal743_11.jpgh ttp://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0291090165.jpg http://www.ljplus.ru/img/m/a/martoff/roe.jpg http://www.linguarus.com/files/image/program/barashek.jpg http://www.artchive.com/web_gallery/reproductions/204001-204500/204094/size1.jpg http://www.charla.ru/uploads/images/b/d/7/d/7184/d1bcb5cf9b.jpg Слайд-21 http://28.media.tumblr.com/ZS10409bwlq5p7o3XBdl64sYo1_500.jpg Слайд 23-, 24 http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/3106/paskila.c/0_1dff7_5af37a22_XL- http://s49.radikal.ru/i123/0808/0c/6bbdb184ad10.jpg Слайд 25- http://infa.ws/jivopis/painter/253/06.jpg http://ruslandscape.narod.ru/gal12/58-2.jpg http://www.fin2rus.ru/userfiles/blog/09092309248609_1.jpg Слайд25,27 - http://bms.24open.ru/images/18641b70719cd4f6d10b544c91c5497f Слайд28 - http://blogs.pravda.com.ua/images/doc/a6cef-kb012.jpg