Окказионализмы в творчестве С.А.Есенина Презентацию подготовил ученик 9 класса Ушаков Александр Учитель Верзилина Т.И.
ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов (см. Имажинизм). Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачев» (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.
Окказионализмы в творчестве С.Есенина определяют степень художественности, семантическое и стилистическое своеобразие произведений поэта. Данная тема интересна своей актуальностью: при изучении творчества С. Есенина многие совершают ошибки, относя диалектные слова и неологизмы к собственно окказионализмам.
В процессе поиска, наблюдения, анализа лирических произведений систематизированы и обобщены используемые авторами художественные средства. Колокольчик среброзвонный,/Ты поешь? Иль сердцу снится?/Свет от розовой иконы/На златых моих ресницах.
В стихотворении «Колокольчик среброзвонный…» продолжается игра звуков. В нем мы слышим наиболее выразительный лексический окказионализм первой степени. Лирическому герою слышится дорогой сердцу звук.
Это не простая мелодия, а чистые, тонкие, чудесные звуки. Данный окказионализм создаёт яркий и красочный художественный образ. А в окне на сени скатые,/От пугливой шумоты,/Из углов щенки кудлатые/Заползают в хомуты. В произведении описывается раннее утро, что-то не получается у матери с ухватами на кухне, старый кот осторожно крадётся к махотке, поднимают возню куры. Все эти действия совершаются осторожно и тихо, но в целом создаётся непроизвольный шум, который Есениным называется «пугливой шумотой». Шумота – это звуки во время какой-то суеты, осторожной и пугливой.
Этот семантический окказионализм в инконтексте необходим для сохранения ритма стиха. В работе четко прослеживается структура и сделаны выводы, соответствующие поставленным целям и задачам. Исследуемая тема также имеет прикладное значение. Она может быть использована в качестве дополнительного материала к урокам литературы, при подготовке к экзаменам как по русскому языку, так и по литературе, а также в качестве элективного курса по русскому языку.