«Одноименные стихотворения русских поэтов 20 векаД.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева». Урок литературы в 5 классе.
Цели урока: 1.Обучающая: формировать навыки сравнительного анализа стихотворений.показать связи литературы с другими видами искусства;обогатить словарный запас пятиклассников.2.Развивающая:формировать в каждом ученике творческого читателя, тонкого ценителя искусства;развивать коммуникативную, речевую деятельность учащихся.3.Воспитательная:прививать интерес к искусству;воспитывать чувство прекрасного.
Как вы понимаете тему урока. Стихотворение с одинаковым именем, названием.Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945)Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971)
Догадались, как называется стихотворение…. Нам сказки бабушка читала Про беззаботного Емелю, Про Золушку простую, Про рыбку золотую И про бессмертного Кащея… Но лишь одна пришлась по сердцу. Нам эта сказка часто снится, Мы очень любим слушать, Как братика Ванюшу Спасает старшая сестрица…
Словарная работа.Стойбище –1. в Сибири: временная стоянка кочевников;2. место отдыха животных, находящихся на пастбищах.Вотчина –1. в России – родословное наследственное земельное владение; 2. разговорное: место, где кто – либо чувствует себя полновластным хозяином.Нетленная – 1. не поверженная тлению, никогда не исчезающая, вечная.Омут - 1. глубокая яма на дне озера.
Метафоры. Мир особый, не познанный нами.Назовите основные образы.
Какую картину нарисовал автор?В тумане видим странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Песня любви, будет безраздельно владеть русской землей
Почему поэт Родину называет неяркой? Лихая сила –Глухая околица –Ножичек сапожный –Нетленная краса — Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Алёнушки.Глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
Из истории написания стихотворения.Стихотворение «Алёнушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения?Знаю, что не раз лихая силаУ глухой околицы в лесуНожичек сапожный заносилаНа твою нетленную красу.
Какую картину вы видите в этом стихотворении?Пруд-Милая Алёнушка –«заглохший весь в зелёной ряске», «тростник качается», «мертва вода».«прост венок», «красен от гвоздик, от лилий бел»; «платье синее»- «тополиный пух».Кукушка, солнце, тропинка -
Сравните картину Васнецова и стихотворение Прокофьева. Похожи ли они? Общее.«пруд заглохший», « тростник качается», «мертва вода».Цвет: зелёный. Различие«прост венок»,«тополиный пух»,«платье синее»,сосна, тропинка солнечные лучи , отражающиеся в воде, золотые обручи.Цвет: красный, синий, белый, золотой.
Как автор сближает образ Родины со сказочными мотивами?Эпитеты –Олицетворения –Метафоры –Сравнения – Звукопись –Недосказанность, раздумья –
Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины В. Васнецова «Алёнушка»?Близки по настроению, но разные по содержанию.Д.Кедрин и А. Прокофьев выразили своё впечатление от картины, передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
«Синквейн».Родная земля.Таинственная нетленнаяНе умрёт вынесла очаровывает Поэт надеется на счастьеРодина
Домашнее задание.Выучить наизусть стихотворение на выбор.Выполнила: Монгуш Е.М., учитель русского языка и литературы.
Использованные материалы.Ерёмина О.А. Поурочное планирование.Иллюстрации: ресурсы Интернета.