«Лирическая дерзость» А. А Фета
Взгляд на сущность искусства Писатель-реалист И.С. Тургенев считал, что к поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения «разума». Поэт-романтик А.А.Фет противопоставлял «разуму» «бессознательный инстинкт» (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты.
« …до судороги не понимаю», - писал И.С. Тургенев об импрессионистской манере письма А.А.Фета.А что такое «ИМПРЕССИОНИЗМ»?
Всё началось в 60-е годы XIX в. В Париже. В Салоне (знаменитая выставка) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, французская пресса – «бандой сумасшедших». Критика их работы назвала «мазнёй».
О.Ренуар. Скалы в Гернсее.1883 г.
Э. Мане. Молодая девушка в саду. 1880 г.
Э.Дега «Голубые танцовщицы»
С появлением в 1872 году картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» всем стало понятно , что эти художники стремились передать впечатления о жизни. От французского слова «impression» - «впечатление» направление получило название в искусстве XIX в. – первой половины XX в. – «ИМПРЕССИОНИЗМ». К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872)
Импрессионизм(характерные особенности) зафиксирован момент, впечатление от увиденного;необычная композиция, расположение фигур;нечёткие, размытые линии;внесён пленэр, т.е. воздух, прозрачность, лёгкость;запечатлена вибрация воздуха и света;использованы чистые, яркие цвета.
Среди русских художников можно назвать импрессионистами Игоря Грабаря и Константина Коровина. Черты импрессионизма встречаются в работах В.Серова и И. Левитана.
Портрет И. Грабаря. Работа Кустодиева. И. Грабарь. Февральская лазурь.
К. Коровин. Фотография. К. Коровин. Париж ночью. 1898 г.
Валентин Серов. Автопортрет. В. Серов. Открытое окно.
Исаак Левитан. Автопортрет. 1880 г. И.Левитан. Хмурый день. 1895 г.
«Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками, и никакого, как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдёшь на некоторое расстояние, посмотришь – и, в общем, получается цельное впечатление». Л.Н.Толстой.
«Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Музыканты способны уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба… и передать их необъятную пульсацию». ( Клод Дебюсси) Французский композитор Клод Дебюсси. Фотография. Свои музыкальные пьесы К.Дебюсси называет «Облака», «Снег идёт», «Отражение в воде».
Клода Дебюсси считают основным представителем импрессионизма в музыке . Любовь к пейзажу, красочность текуче-подвижных моментов, воздушная тревожность пространства - вот черты импрессионизма в музыке Дебюсси.
В литературе импрессионизм не сложился в направление.В литературе можно говорить о нём как о явлении или стиле того или иного поэта, писателя.Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Он первым уловил это новое веяние в искусстве и в своих стихах предвосхитил XX век удивительной игрой со словом, которой ещё не знала поэзия. А.Фет внёс в поэзию своё самоценное слово, «непонятную лирическую дерзость». (Л.Толстой)
Как проявилась «лирическая дерзость» в стихотворении «Над озером лебедь в тростник протянул…»? Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес,Зубцами вершин он в заре утонул,Меж двух изгибаясь небес.И воздухом чистым усталая грудь Дышала отрадно. ЛеглиВечерние тени. – Вечерний мой путьКраснел меж деревьев вдали.А мы – мы на лодке сидели вдвоём Я смело налёг на весло, Ты молча покорным владела рулём, Нас в лодке как в люльке несло.И детская чёлн направляла рукаТуда, где, блестя чешуёй,Вдоль сонного озера быстро рекаБежала змеёй золотой.Уж начали звёзды мелькать в небесах…Не помню, как бросил весло,Не помню, что пёстрый нашёптывал флаг, Куда нас потоком несло!
Необычный ракурс предметов («лебедь в тростник протянул», «в воде опрокинулся лес»);Нет чёткости изображения («в заре потонул», «меж двух изгибаясь небес»);Яркие краски, передающие вечерний колорит. Вибрация цвета («путь краснел», «блестя чешуёй». «пёстрый флаг»); Игра света и теней («вечерние тени», «начали звёзды мелькать в небесах»);вибрация воздуха ( эпитет «чуткий воздух»). Пейзажи Фета воздушны, в них много света. В литературоведении есть термин - фетовский пленэр
Тождество состояния природы и внутреннего мира человека («вечерние тени – «вечерний мой путь», «нас в лодке как в люльке несло», «сонное озеро» - «не помню, как бросил весло», «нас потоком несло», «воздухом чистым» «грудь дышала отрадно»);Психологический параллелизм («а мы – мы на лодке сидели…») помогает почувствовать состояние двух влюблённых как единое целое;Метафора – «быстро река бежала» напоминает о быстротечности жизни;Метафоричные эпитеты («усталая грудь», «покорный руль»); Анафора(«не помню…») придаёт напряжённость стихотворению;Безличный глагол «несло», употреблённый дважды, подчёркивает динамику;Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает кульминации.
Что роднит лирику Фета с импрессионизмом в живописи, музыке? Стремление передать впечатление от мимолётных явлений жизни; Зафиксировать «трепет жизни», показать мир в его подвижности, изменчивости; Передать тождество состояния природы и внутреннего мира человека; Способность передать красочную прелесть природы и богатство человеческой души; О, если б без словаСказаться душой было можно!
Использованная литература1 .Портрет Эдуарда Мане. Работа Надара. 1910 г.. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D0%AD.2. Э. Мане. ht Молодая девушка в саду.1880 г. http://www.staratel.com/pictures/mane/main.htm3. Портрет. tp Эдгар Дега. Edgar Degas. Историческая справка. http://www.liveinternet.ru/users/intera1/tags/сюзанна+валад 4.Дега (Degas) Эдгар : Голубые танцовщицы http://biography.sgu.ru/works2.php?id=38 он/://smallbay.ru/manet.html 5. Пьер Огюст Ренуар. Скалы в Гернсее. 1883 г. Лондон.http://www.museum-online.ru/Impressionism/Pier_Ogust_Renoir/Canvas/813 6. Портрет. Ренуар Пьер Огюст jpg. 71302','71302','3... http://linza1.mylivepage.ru/image/643/4368 7. Портрет. Клод Оскар Моне http://tematema96.beon.ru/21455-204-quot-klod-mone-quot.zhtm 8. Портрет А.А. Фета . Работа И. Репина.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%82,_%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F 9. Фотография Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин... http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/fet/photo.htm10. Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. http://www.turgenev.org.ru/art-gallery/zhizn-iskusstvo-vremya/031.htm11. Клод Моне Впечатление. Восход солнца .http://www.liveinternet.ru/users/ex_officio/friends/12. Игорь Грабарь. Портрет работы Кустодиева http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8C,_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%AD%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 l
13. Репродукция картины Февральская лазурь. Художник Грабарь Игорь (Grabar... http://www.posterlux.ru/Reproductions-of-Paintings-by-Artists/Grabar-A47/Page-114. Портрет Коровина Константина Алексеевича. http://www.my-chekhov.ru/biografii/korovin.shtml15.. Коровин К. А. Париж ночью. 1898 г.. http://photo.sfu-kras.ru/thumbnails.php?album=topn&cat=1&page=31216. Валентин Серов. Автопортрет. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%92.17. Валентин Серов " Картины, живопись " Открытое окно. htt.p://vserov.ru/kartina/67.php18. Исаак Левитан, Автопортрет (1880)http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD_%D0%98.19. И.И.Левитан. Хмурый день.1895. http://www.museum.ru/Alb/?type=6&Page=18720. Благой Д Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. –М., 1975.21. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1989 22. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник для учащихся 5-8 классов. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996l 23. Портрет. Клод Ашиль Дебюсси.. http://www.musbooks.ru/publications/articles/articleclassic/ 24. Клод Дебюсси «Отражение в воде» http://artofpiano.ru/group.php?c=debussy&g=images1_arrau25. Слайд №3 цитата http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0900.shtml26. Слайд №15 цитата http://festival.1september.ru/articles/518810/27. Слайд №16 цитата http://www.debussi.ru/debussi_i_simvolizm/debussi_i_simvolizm_4/debussi_i_simvolizm_4-9/