Обучение сочинениям разных жанров
Подготовка к сочинению, его написанию, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования.Одно из условий положительной сдачи ЕГЭ по русскому языку, является написание сочиненияАнализ входного контроля, работы с учащимися дает возможность сделать вывод, что учащиеся не владеют умением строить тексты, выражать свои мысли.Поэтому нужна дополнительная работа по развитию речи
Цель:Помочь учащимся обобщить знания по литературе, по русскому языку. Продолжить формировать умения работать с текстами. Понимать основные проблемы общественной жизни. Самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени.
Тематический планСочинение как текст. Основные признаки текста.Работа над текстом. Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинения
Работа с текстомОсновные признаки текстаТема – ядро текстаИдея- основная мысль текстаПрактическая работа: сравнение текстов, замысел, определение темы, идеи
Законы текста Связность(логика изложения, языковые средства, коммуникативная направленность)Членение Абзац
Практическое занятие Афоризмы- краткое изречениеПрочитайте зачин и концовку абзаца, напишите основную часть:Человек сам создает себе лицо…Есть лица, которые можно читать, как повести.
Связность текста может осуществляться следующим образом:Исходное слово Производное словоглаголСуществительноенаречие глагол глагол
Составьте микротексты, используя предложенные слова и конструкцииБелый- белизна –белетьПобежать- помчаться-понестись-полететьПравда- ложьВо-первых- во-вторых- как было сказано- наконец
Виды сочинений:Творческое сочинение (мысли вслух, синквейны, фантазии)ОтзывРецензияЭссеЕГЭ. Сочинение
Синквейн-(с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат
Правила составления синквейна. · первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;· вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;· третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;· пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Снайпер Холодный, равнодушный Выглядывает, высматривает, готовится Метко стреляет, не задумываясь Ужас.
ЕЛЬ ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО
Отзыв. РецензияОтзыв-выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному; эмоциональная оценкаРецензия- отзыв, разбор, оценка нового художественного (театрального, музыкального, кинематографического произведения)Помните: Отзыв- о чем. Рецензия- на что
ЭссеЖанр философской, эстетической, художественной, публицистической литературы, сочетающий индивидуальную позицию с непринужденным изложением, ориентированным на разговорную речь.Основатель: Мишель де Монтель (1533-1592)
Практическая работа:Сравните два фрагмента текстов. Выпишите слова-ключи. В чем специфика жанра?По выбору: 1) напишите рецензию или отзыв на книгу, фильм
ЕГЭ. Сочинение. Структура.Вступление- определяется тема текста, формулируются проблемы, актуальность проблем.Основная часть- раскрыть основную мысль и связать с личной позицией, определить авторскую позицию, привести аргументы ( пример из жизни, из литературного произведения)Вывод- подвести итоги сказанному. Таким образом…
Тезис Тезис
Средства художественной выразительности ( эпитеты, антитезы, анализ текстов)Критерии оценки сочинения ЕГЭ, нарушения, ошибки(плеоназмы, тавтология, речевые ошибки, пунктуационные, орфографические)Анализ сочинений ( нахождение ошибок, рецензии)Самоанализ