Образ Александра Сергеевича Пушкина в творчестве поэтов Серебряного века
Цель: показать, каково влияние творчества А.С.Пушкина на поэтов Серебряного века.
Интерес к Пушкину
Пушкин - величайший из русских поэтов. Его влияние на русскую литературу было и остается огромным, поэтому историко-литературное изучение Пушкина необходимо и плодотворно.
«Вечный спутник» русской литературы
«А. С. Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества». В. Г. Белинский
«Тайна» Пушкина и Цветаевой Уши лопнули от вопля:- Перед Пушкиным во фрунт!А куда девали пеклоГуб, куда девали - бунтПушкинский, уст окаянство?Пушкин - в меру пушкиньянца!
«Мой Пушкин» Цветаева так и пронесла через всю жизнь, с детства и до зрелости, образ своего А. С. Пушкина, который соответствовал большинству требований, предъявляемых ею к правдивому, бессмертному русскому поэту.
Пушкин и Пугачев Марина Цветаева зорко разглядела, как сам А. С. Пушкин подпал под «чару» Пугачева, как он влюбился в Вожатого. Так в очерке «А. С. Пушкин и Пугачёв» на первый план выдвигается тема народной правды, помогающей поэту пристальнее вглядеться в живую жизнь.
Параллельность судеб? При всей случайности и ненавязчивости совпадений нельзя, тем не менее, отрицать вероятность сознательного «моделирования» Мариной Цветаевой своей биографии по принципу поэтического канона – Байрон, Пушкин, Лермонтов были для неё наилучшими образцами для жизни. Именно особенность мирочувствия Марины Цветаевой, отличающая её от Пушкина, - эмоциональная экспрессивность – и сказалась на характере оценок творческого и жизненного пути А. С. Пушкина.
Пушкин в творчестве Ахматовой Ахматова не ставила своей целью подражание Пушкину. Она создала оригинальное лирическое произведение, выразившее и отразившее ее индивидуальные переживания, с самостоятельной лексикой, своеобразной композицией, неповторимой образностью и интонацией. Однако пушкинское стихотворение "Талисман" проступает сквозь "Сказку о черном кольце" как архетип, определяющий и характер любовного чувства, и способ его культурного воплощения.
Три обращения к Пушкину (Маяковский, Блок, Есенин)
Результаты исследования Сравнив обращения к Пушкину у Есенина, Блока и Маяковского, мы приходим к выводу, что для каждого из них Пушкин и его поэзия представляли разную сущность. Для Есенина Пушкин — это эталон для сравнения своей поэзии, для Блока — это философия, а для Маяковского — это форма.
Пушкин как символ России
Образ А. С. Пушкина для писателей Серебряного века стал символом России.
Библиография Бочаров С.Г. Из истории понимания Пушкина // Сюжеты русской литературы., 1999.Вересаев В.В. Загадочный Пушкин,1996.Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой, 1973.Иезуитова Р.В. Эволюция образа Пушкина в русской поэзии ХХ века // Пушкин. Исследования и материалы, 1967.Муравьева О.С. Образ Пушкина: исторические метаморфозы // Легенды и мифы о Пушкине, 1995.Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века, 1998.Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира, 1999.Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество, 1997.Смит А. Песнь пересмешника: Пушкин в творчестве Марины Цветаевой, 1998.Цветаева М.И. Неизданное. Сводные тетради. М., 1997.Погудин О. Романс «Я Вас любил…»
Проект подготовил ученик 11 класса Б Кочанов Павел Павлович РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА – Лёдова Елена Николаевна