«Многие любуются природой, но немногие её принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». «Многие любуются природой, но немногие её принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». М.М.Пришвин
Дневниково-афористическая миниатюра? Дневниково-афористическая миниатюра? Стихотворение в прозе? Лирико-философская миниатюра?
Д 1 (у края дороги) - Н 1 (кустик мяты) Д 1 (у края дороги) - Н 1 (кустик мяты) Д 2 (Я) - Н 2 (хотел сорвать и понюхать) Д 2(2) (бабочка) - Н 2(2) (сидела) Д 3 ( ) - Н 3 (не хотел расстраивать) Д 3(2) (Я) - Н 3(2) (решил подождать и стал записывать)
Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные). Какова их роль в тексте? Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные). Какова их роль в тексте? Проанализируйте запятую в первом предложении. Сопоставьте интонацию предложения в авторском варианте и в возможном варианте уточнения «среди лиловых колокольчиков». Чем авторский вариант лучше? Выполните синтаксический разбор безличного предложения в составе третьего. Какова его роль?
Напишите мини- изложение, воспроизведя характерные черты исходного текста. Напишите мини- изложение, воспроизведя характерные черты исходного текста. Дополните небольшим сочинением, распространяющим последние слова «…одну свою мысль…». (Какую? О чём? С каким чувством?)
Вышло так, что я забыл о бабочке и долго писал, а когда кончил, опомнился – оказалось, что бабочка всё сидела на цветке мяты в том же положении. Вышло так, что я забыл о бабочке и долго писал, а когда кончил, опомнился – оказалось, что бабочка всё сидела на цветке мяты в том же положении. Но так не бывает! – и чуть-чуть кончиком ноги я толкнул стебелёк мяты. Бабочка сильно качнулась, но всё-таки не слетела. Неужели она умерла на цветке? А когда я стал её тянуть с цветка, вместе с ней оттянулся скрытый в цветке светло-жёлтый паук с большим зеленоватым шариком. Он всеми своими ножками обнимал брюшко бабочки и высасывал её.
…А мимо проходили дачники и говорили: «Какая природа, какой день, какой воздух, какая гармония!» …А мимо проходили дачники и говорили: «Какая природа, какой день, какой воздух, какая гармония!» Не ясно ли, что природа никакая не гармоничная, но в душе человека рождается чувство гармонии, радости, счастья. В природе то, что у человека считается постыдным: борьба за существование, пол, бешеная злоба и все прочие прелести бытия – обнажены. Спрашивается, почему же мы, входя в природу, чувствуем радость?
Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное чувство и мысль, соприкасаясь с природой, - вспыхивает, оживает; сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии. Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное чувство и мысль, соприкасаясь с природой, - вспыхивает, оживает; сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии. Итак, милые люди, усталые горожане и дачники, вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в городе.
Специфику миниатюр Пришвина определяет«поэзия философского контекста». Идея единства человека и окружающего его мира, их со-существования подчеркивается художественным параллелизмом. Специфику миниатюр Пришвина определяет«поэзия философского контекста». Идея единства человека и окружающего его мира, их со-существования подчеркивается художественным параллелизмом. Интересна особенность системы ценностных ориентиров в «интимных пейзажах» Пришвина: всё происходящее в природе (даже трагическое) не подлежит оценке с точки зрения морально-нравственных ценностей человека, хотя через описания и заметно авторское сочувствие. Пришвинские миниатюры – единство максимально обобщённого и глубоко личного.
Проанализируйте текст упражнения № 67 (миниатюра М.М.Пришвина). Проанализируйте текст упражнения № 67 (миниатюра М.М.Пришвина). Напишите мини-изложение, дополнив его элементами сочинения, выразив своё впечатление от словесной картины природы и своё отношение к позиции автора.
Боровкова Е.Г., Гулеватая О.Н. Комплексный анализ текста. Текстоцентрический подход к обучению русскому языку. – Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2012. Боровкова Е.Г., Гулеватая О.Н. Комплексный анализ текста. Текстоцентрический подход к обучению русскому языку. – Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2012. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни: в 2ч. – М., АСТ: Астрель, 2011. Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? - М., Первое сентября, 2012. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2003. - №4. Пришвин М.М. Дневниковая проза: В2т. Т.2: Из дневников последних лет. 1940; Незабудки. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007. Соловей Юрий и Татьяна. «Портреты» цветов// Приложение к журналу «Литература в школе». – 2002. -№4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990. kartinki2008.ru