Художественный мир писателя и его составляющие Урок литературы 10 класс
Цель урока:Знать содержание понятий «художественность», «художественный мир писателя», «литературоведческие подходы к изучению художественных произведений».Понимать природу художественного творчества.Осознать необходимость изучения литературы для личностного становления, формирования культуры, системы духовно-нравственных ценностей и эстетического вкуса.
Что такое мир?Міръ - Вселенная, общество.Миръ - спокойствие
Дверь в художественный мир закрыта для НезнанияСамоуверенностиОграниченностиРавнодушия Лени Поспешности Инфантильности
Изучение литературы – это поиск ключа к художественным мирам разных писателейЗнанияСомнениеЭрудицияУвлеченностьТрудолюбие ВдумчивостьСамостоятельность
«Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал ее, создавая свое произведение. Следственно, попросту: художественность в писателе есть способность писать хорошо» Ф.М.Достоевский'Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.
Подходы к изучению художественного произведения
Художественный мир писателяКартина мираМодель мираОбраз мираПоэтический мир
Выводы:Художественный мир произведения можно называть по-разномуОбраз мира у каждого художника (писателя, поэта и живописца) свой
Художественный мир (Ю.М.Лотман) Видение мира писателя, воплощенноев словесной ткани конкретного произведения изакодированное при помощи языка искусствакак некое сообщение
Элементы художественного мира ПространствоВремяПредметный мирДействующие лица, в том числе повествовательГеройЕго природное и предметное окружениеЕго внутренний мирДействия героя (сюжет)
Свойства художественного мира писателяЦелостность (проявляется во всем, начиная с названия)Наличие авторской оценкиХудожественная образностьСотворчество читателяНаличие внутреннего диалога
- Зачем крутится ветр в овраге, Подъемлет лист и пыль несет, Когда корабль в недвижной влаге Его дыханье жадно ждет? Зачем от гор и мимо башен Летит орел, тяжел и страшен, На чахлый пень? Спроси его Зачем арапа своего Младая любит Дездемона, Как месяц любит ночи мглу 9 Затем что ветру и орлу И сердцу девы нет закона '' Таков поэт как Аквилон, Что хочет, то и носит он — Орлу подобно, он летает И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона избирает Кумир для сердца своего (А.С.Пушкин Египетские ночи Т VI 1957 С 380) Вывод: волей художника управляет вдохновение, по мнению Пушкина
Какова роль автора (писателя, художника)?Художественный образ — единство объективного и субъективного. В образ входит материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, а также все богатство личности творца. Компьютеры способны перерабатывать впечатления бытия по определенной программе, но даже самый «умный» из них лишен личности. (Ю.Борев Эстетика)
Стихи, сочиненные компьютеромНасекомое Все дети малы и грязны. Железо может распилить всех драконов, И все бледные, слепые, покорные воды очищаются. Насекомое, немое и обожженное зноем, Выходит из личинки. Как насекомое попадает в этот мех?
АвторТворческий замыселОпыт, знание жизниЛичностьВоображениеМировоззрениеТип культурного сознанияОбаяниеПотребность сказать о своем отношении к миру другим людям - читателям
Какова роль читателя?I этап ВосприятиеII этап АнализIII этап ИстолкованиеIV этап Оценка
Преодолев трудности восприятия классических художественных произведений русской и зарубежной литературы, вы откроете таинственный и прекрасный мир…
Письменный ответ на вопросы стр.9 в жанре эссе (объем 0,5-1 стр в рабочей тетради)Самост.работа стр 10-21. Задания стр.21Сообщения по темам (учебник)
Источники информации Иллюстрацииhttp://ethnoblog.ru/ethnopsyhologia/resource/kartina_mira1.jpghttp://slovo67.ucoz.ru/forum/6-236-2